Граница между европой и азией на контурной карте. Вдоль границы европы и азии

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и

В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном - разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее - к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.

На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал - единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.

Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия - самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.

Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.

Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.

Граница между Европой и Азией проходит именно по Уральскому хребту. А точнее – по самому водоразделу. Впрочем, между экспертами до сих пор нередко разгораются споры – не всегда бывает легко точно провести эту границу в некоторых местах. Наиболее спорной принято считать территорию, расположенную поблизости от Екатеринбурга — здесь уровень Уральских гор наиболее низок – и к югу от Златоуста, поблизости от которого Уральский хребет делится на несколько хребтов, теряя ось и превращаясь в ровную степь.

Любопытно, но сравнительно недавно эта граница проходила куда западне, чем сегодня – по реке Дон и Керченскому проливу. Причем такое разделение появилось очень давно и использовалось ещё в начале восемнадцатого века. Впервые предложил проводить границу по Уральскому хребту В.Н.Татищев в 1720 году. В написанных им трудах подробно описано, почему именно граница между двумя частями света – Европой и Азией – должна проходить по Уральскому хребту, а не Дону.

Одним из главных доводов, приведенных Татищевым, является тот факт, что Уральский хребет выступает в роли водораздела – по его склонам реки текут как на запад, так и на восток. Однако такое предложение было поддержано далеко не сразу.

По всему Уралу установлено множество пограничных памятников, показывающих, где именно проходит линия, разделяющая Азию от Европы. Причем часть из них стоит в очень труднодоступных местах. И некоторые из них на самом деле не соответствуют действительной границе. Например, самый северный памятник расположен на берегах пролива Югорский Шар. Установлен он был сотрудниками полярной станции в 1973 году. Пограничный знак получится довольно обыденно — обычный деревянный столб, имеющий надпись «Европа-Азия». Кроме того, со столба свисает прибитая цепь с якорем. Если брать обелиск, расположенный восточнее всего, то он находится в деревне Курганово, на Полевском шоссе. Его установили ещё позже в 1986 году.

Одним из наиболее крупных и красивых обелисков стал тот, который установлен в 2003 году на трассе, соединяющей города Чусовой и Качканар. Высота его довольно внушительная – целых 16 метров. Прямо возле него, на асфальте, проведена линия, показывающая, где проходит граница между частями света.

Но, безусловно, два самых известных памятника расположены возле города Первоуральска и неподалеку от Екатеринбурга, на Московском тракте. Наиболее древний из всех возведен на Берёзовой горе. Она расположена неподалеку от Первоуральска, на бывшем Сибирском тракте. Самый он появился ещё в 1837 году, весной, когда на Урал впервые приехал 19-летний цесаревич Александр Николаевич, которому в будущем предстояло стать наследником престола.

Изначально памятник, установленный здесь, представлял собой обычную деревянную пирамиду с четырьмя гранями и надписями «Азия» и «Европа». Император Александр Второй, которому народ дал прозвище Освободитель, увидел его, путешествуя вместе с поэтом В.А.Жуковским, статским советником и свитой, в мае 1837 года.

Спустя несколько лет – в 1846 году – этот памятник заменили. На его месте поставили более серьезный, каменный, созданный по проекту, составленному архитектором Карлом Турским, работавшим на уральском заводе. Основным материалом, используемым при его изготовлении, стал мрамор, а стоял он на постаменте из камня. Вершину обелиска венчал позолоченный орёл с двумя головами.

Вскоре после революции этот памятник был разрушен – по официальной версии он напоминал о самодержавии. Однако всего через несколько лет, уже в 1926 году, здесь установили новый памятник. Правда, он был изготовлен не из мрамора, а всего лишь облицован гранитом. Конечно, не было здесь и орла. Спустя несколько десятилетий, в середине двадцатого века, вокруг обелиска была установлена литая чугунная ограда. В конце ХХ столетия её демонтировали, поставив столбики с цепями.

Безусловно, это место обладает большой исторической ценностью. Каторжники, отправляясь в Сибирь из европейской части России, именно здесь брали по гости земли – как память о покинутой Родине.

Всё на той же Берёзовой горе, немного ближе к городу Первоуральск, открыли ещё один обелиск – уже в 2008 году. На вершине тридцатиметрового столба, изготовленного из красного гранита, сидит двуглавый орёл.

Также есть памятник «Европа-Азия» и в городе Екатеринбург, на 17-м километре Новомосковского тракта. Установили его сравнительно недавно – летом 2004 года. Архитектором стал Константин Грюнберг. Зрелище это действительно внушительное – огромный мраморный постамент со стелой из металла и просторной смотровой площадкой. К тому же, здесь заложены камни, взятые с самых крайних точек двух частей света – мыса Дежнёва и мыса Рока.

Вскоре после установки памятника начались споры – насколько правильно выбрано место. Многие противники напирают на то, что памятник установлен на большом расстоянии от водораздела. В любом случае, сегодня это место посещается большим количеством туристов. Многие люди, приезжающие в Екатеринбург, стараются сфотографироваться здесь. Молодожены также обязательно посещают важную географическую точку.

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Россия – Европа или Азия?

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому – обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа – лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом – от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента – зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы – Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа – и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная – к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья – азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа – часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия – самый большой континент на Земле. Площадь – 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население – более 4,8 миллиарда (данные на 2010) – это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.