Основание князем ярославом мудрым города юрьева. Город юрьев-польский, владимирская область - юрьев - история - каталог статей - любовь безусловная Юрьев польский почему

ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 - Юрьев, с 1224 по 1893 - Дерпт, после 1919 - Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В “Повести временных лет” Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206-27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI - член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570-х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 - Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699-1710 - в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.

Дерпт (нем. Dorpat) - город в Эстонии (ныне Тарту, эст. Tartu) - один из древнейших городов Прибалтики (в X- XI вв. был известен как поселение древних эстов - Tarpatu, хотя постоянное городище на этом месте датируется уже V в). Расположен на обоих берегах р. Эмайыги, в 30 км от её впадения в Чудское оз. Впервые упом. в «ПВЛ» (1030) как град Юрьев, занятый и перестроенный вел. кн. киев. Ярославом Мудрым (и названный по его по христ. имени - Юрий). До нач. XIII в. Юрьев находился в тесной связи с близлежащими Псковом и Новгородом Великим. В 1215 был захвачен немцами, но в 1223 освобождён в результате общего восстания эстов. Для защиты города из Новгорода прибыл отряд в 200 чел. во главе с кн. Вячеславом Борисовичем (Вячко). В 1224 после длит. осады Юрьев был вновь захвачен ливон. рыцарями, переименовавшими его в Д. и сделавшими его центром Дерпт. епископства. С кон. XIII до сер. XVI вв. входил в Ганзейский союз и играл важную роль в его торговле с Новгородом и Псковом. Под 1328 в Моск. летописи отмечен большой пожар в Д.: «Того же лета погоре город Немецкыи Юрьев весь, и божници и полаты каменые падоша, и згоре в полатах Немец 2000 и 500 и 30, а Руси 4 человекы». Часто Д. упом. в Новгородских летописях и в разрядных записях времён Ливонской войны 1558-1583. В 1558 гарнизон Дерпта капитулировал перед русскими. По Ям-Запольскому миру (1582) город отошёл к Польше. В 1600 захвачен шведами, а в 1603 - снова поляками. Летом 1656, в период рус.-швед. войны, был взят русскими, но после неудачной 2-мес. осады Риги, они вынуждены были оставить Ливонию, в т. ч. и Д. Из древних построек здесь сохранились лишь развалины 3-нефного Вышгородского собора (XIII-XV вв.) и Ивановской церкви (XIV в.).

Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом.

Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается.

Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома - «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения.

При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв.

По письменным источникам известно о существовании торговых отношений между Юрьевом (Дерптом) и Новгородом в XIII–XV вв. Оба города были связаны с Ганзейским союзом, основанным в конце XIII в., и, судя по документам, Юрьев играл в нем важную роль, потому что всегда упоминался на втором месте вслед за Ригой .

Представляет особый интерес вопрос о положении русского населения города после прекращения русского владычества. Летописец говорит, что народ их «хоромы пожгоша» . По более поздним сведениям,
в Юрьеве, в Заречье, на левом берегу Эмайыги, на холме был основан русский пригород. Источники же XV–XVII вв. говорят и о существовании «Русского конца» на правом берегу реки . Есть основания думать, что оба названные поселения тесно связаны между собой, но когда они возникли, установить трудно. Источники XV в. характеризуют «Русский конец» как юридически самостоятельное поселение, которое имело свою администрацию, торговый двор и церковь .

Об этом свидетельствует и найденная в Пскове юрьевская печать XV в., опубликованная В. Л. Яниным . Он отмечал, что эта печать, своей символикой связанная со святым Георгием, подтвердила наличие в Русском конце Юрьева церкви святого Георгия. Об этой церкви на левом берегу реки, а следовательно в русском пригороде, рассказывал Киевский митрополит Исидор, который в 1439 г. направлялся из Москвы на Ферраро-Флорентийский Собор через Юрьев .

Среди археологических находок в Заречье есть редкая монета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава - святым Георгием Победоносцем , а также серебряные украшения начала XII в. По мнению М. Х. Шмидехельм и Е. Ю. Тыниссон, некоторые из этих украшений изготовлены в одном из русских ремесленных центров . Украшения найдены в своеобразном серебряном сосуде, происхождение которого А. В. Банк считает византийским . Эти находки являются бесспорным доказательством существования торговых связей Юрьева с Древней Русью. Священник Н. Когер, изучавший историю храма святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападения крестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена .

Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну - во имя св. Николая Чудотворца, другую же - во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» .

Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» .

При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» .

Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

Начиная с XVI в. письменные памятники упоминают уже только об одной церкви в Юрьеве (Дерпте) - во имя святителя Николая. Она находилась первоначально на территории двора современной почтовой конторы на углу улицы 21 Июня. В период Реформации здание сильно пострадало. В конце XVI в. церковь принадлежала иезуитам, а к XVII столетию ее здание пришло в полную негодность и было разрушено.

Повесть временных лет. Ч. 1. С. 101; также см.: 3-я Псковская летопись: «В лето 6528-го. Ходил Ярослав Володимерич из Новагорода на Чюдь, и победи, и постави град Юрьев в свое имя» (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 75).

Труммал В. К. Русско-эстонские отношения от IX до начала XIII века. Тарту, 1955. С. 12. АКД.

Тгummal V. К. Archeoloogilised kaevamised Tartu linnusel // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1965. Т. 161. С. 37-38. Табл. 11 а-с.

Там же. С. 24. Рис. 6 а.

Медведев А. Ф. Оружие Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. М., 1959. Т. 2. С. 121-191.

В Юрьев-Польский мы заехали на несколько часов, по дороге из в Москву. Меня здесь, в первую очередь, интересовал Георгиевский собор, построенный в 1234 году. Последний памятник домонгольской белокаменной архитектуры. Немного посмотрели центр города, полюбовались ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Позади осталась красивейшая дорога по . Впереди показался указатель города. Я надеялась, что образ Юрьев-Польского из драмы «Юрьев день» Кирилла Серебренникова останется в прошлом.

Мы приехали из красивого и ухоженного . Разница была налицо. Несмотря на солнечный день, Юрьев-Польский вверг в некоторое уныние. Обидно. Этот город действительно интересен и заслуживает того, чтобы сюда приезжали, смотрели. Неприятно удивляет, что в 2010 году он был лишен статуса исторического поселения.

Окраины города меня не впечатлили совершенно. Стандартные серые кирпичные пятиэтажки, частные деревянные дома. Большинство городов такие, но после Суздаля душа требовала красоты. Наконец, въехали в исторический центр. Интересная архитектура, которая пока не складывалась в цельную картинку.

Застройка Владимирской улицы. Справа — старинная пожарная часть, функционирующая до сих пор

Дома по Владимирской улице

Юрьев-Польский был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Юрьев-Польский кремль окружен могучим земляным валом XII века высотой около 7 метров. В прошлом на нем стояли деревянные стены с башнями. Примерно четвертую часть кремля занимает Михайло-Архангельский монастырь.

Напротив кремля расположена большая Советская площадь с торговыми рядами XIX века. Между двумя парными корпусами тянется пешеходная улица 1 Мая. Ремонт, хотя бы косметический, тут требуется однозначно.

Припарковав машину около Торговых рядов, мы отправились к Георгиевскому собору, который находится в глубине кремля, за Михайло-Архангельским монастырем и собором Троицы Живоначальной. , построенный в неорусском стиле в 1913 году, вероятно, был очень красив. Но в советское время его изуродовали: снесли главы, построили трубу. Сейчас в нём что-то делается, но очень медленно и малозаметно.

К собору ведет улица 1 Мая. Справа, рядом с Троицким собором — здание бывших Присутственных мест первой половины XIX века, построенное по типовому проекту. В настоящее время здесь находится ОВД по Юрьев-Польскому району.

Расположен за Троицким собором. Он вызывает неподдельное трепетное чувство. Когда-то здесь стоял белокаменный собор Юрия Долгорукого, ровесник и Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. В 1230-1234 годах князь Святослав Всеволодович разрушил старый и построил новый белокаменный собор, богато украшенный резьбой. В XIII-XIV веках к собору был пристроен Троицкий придел, также украшенный резным камнем. Сейчас можно только догадываться, каким был Георгиевский собор первоначально: в XV веке храм частично обрушился.

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Ермолин «собрал изнова» и «поставил как и прежде» Георгиевский собор. Отчасти это напоминало сбор пазлов: мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок белокаменной резьбы, совмещая камни, но не всегда это получалось. Новый собор получился более приземистым, резной рисунок оказался во многих местах нарушенным.

Восточный и северный фасады Георгиевского собора

В последующие годы Георгиевский собор неоднократно достраивался. В XVII веке к собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм был покрыт кровлей на четыре ската. В 1809-1827 годах появились ризница и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

Западный и южный фасады Георгиевского собора

В 1920-1930-х годах собор отреставрировали. Работами руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Все позднейшие пристройки были удалены.

Подробнее об истории и архитектуре Георгиевского собора вы можете прочитать в статье .

Стертые временем ступени

Вдали, за пределами кремлевского вала, виднеется храмовый комплекс : церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1769 года и церковь Никиты Мученика 1796 года.

— другая знаменитая достопримечательность Юрьев-Польского. Он разделен на две части — историко-архитектурный музей и собственно монастырь. Сейчас в нем продолжается реставрация.

Я решила прогуляться по земляным валам и посмотреть на ансамбль со стороны, с высоты земляных валов.

Михайло-Архангельский монастырь: храм иконы Божией Матери «Знамение», собор Михаила Архангела, надвратная церковь Иоанна Богослова, шатровая колокольня, деревянная Георгиевская церковь из села Егорье

По преданию, Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем, строителем Георгиевского собора. В 1238 году войска Батыя разорили обитель, и она опустела почти на два века. В 1560 году был построен первый каменный храм, который до наших дней не сохранился. Существующие ныне здания датируются XVII-XVIII веками.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря

В центре монастыря расположен собор Михаила Архангела , построенный в 1792-1806 годах. К югу от собора — Знаменская трапезная церковь 1625 года. К западу от Знаменской церкви — Архимандритский и Братский корпуса , оба 1763 года постройки. Надвратная церковь Иоанна Богослова была построена в 1670 году. В центре монастыря находится отдельно стоящая шатровая колокольня 1685-1688 годов, к северу от неё — Надкладезная часовня начала XIX века. Ограда с башнями датируется XVI-XVIII веками. Еще одна достопримечательность собора — деревянный храм Георгия Победоносца из села Егорье , построенный в 1718 году. Он — единственное, что осталось от Георгиевского монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1565 году. Храм был перенесен в Михайло-Архангельский монастырь в 1967-1968 годах.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря: собор Михаила Архангела, колокольня, надвратная церковь Иоанна Богослова

С внешней стороны крепостных валов расположен парк, за которым виднеются жилые дома.

Парк с внешней стороны земляных валов

Посмотрев центр города, решили пообедать. Трипадвизор выдал нам 5 вариантов. Взглянув на их рейтинг, выбрали кафе «Династия» (Юрьев-Польский, ул.Школьная, 18), все остальные места казались опасными для наших желудков. Голодные, мы предвкушали сытный обед. Но не тут-то было — кафе оказалось «закрыто на спецобслуживание», никаких следов деятельности замечено не было. Не солоно хлебавши, уехали из города. Настроение было подпорчено.

Юрьев-Польский оставил очень неоднозначное впечатление. Но, безусловно, сюда нужно будет приехать еще раз, чтобы не торопясь рассмотреть все его достопримечательности и музеи, побывать в усадьбе Голицыных Сима, где скончался и погребен Багратион.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

История Юрьев-Польского

Основание города и средневековье.
Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким и название свое получил в честь князя и его небесного покровителя – св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях – в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь.
В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Неподалеку от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение – Липицкая битва – произошло в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав. При нем был заложен новый Георгиевский собор на старом фундаменте (он-то и дошел до нас в перестроенном виде) и основан Михайло-Архангельский монастырь .
Татаро-монгольское иго не миновало и Юрьев: в 1238, 1382 и 1408 годах он был разорен ордынцами. Во времена усиления Московского княжества небольшой город перешел под покровительство Москвы и не раз передавался «в кормление» княжеским вассалам. Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, а в XVI веке – казанского хана Абдул-Летифа и после него – астраханского царевича Кайбулы.

XVII-XIX века.
Правление Москвы Юрьев принял спокойно. Но когда в Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание.
После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему уже при Екатерине II – в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества. В уездном городе посреди Ополья жизнь шла неспешная, но оставившая немало следов на его улицах и переулках. Собственно, и сейчас Юрьев привлекает и туристов, и кинематографистов именно сохранностью своего старинного колорита.

В уездном городе шла торговля – через него шли торговые пути в Суздаль – Большая Стромынская дорога. Здесь квартировали военные, были свои купцы и мелкие промышленники, развивалось производство тканей и пряжи. Усилиями квартировавшей здесь 1-й Артиллерийской Гренадерской бригады около восточной части валов был разбит городской парк, от которого сейчас почти ничего не осталось, кроме небольшого сквера с прудом да нового памятника Юрию Долгорукому.
Война 1812 года не оставила юрьевцев равнодушными – местным ополчением командовал князь Б.А.Голицын, владелец села Сима , где от ранения, полученного на Бородинском поле, позднее скончался Багратион.
В 1871 году город постиг тяжелый удар – сильнейший пожар, уничтоживший множество зданий в центральной части города – и жилых домов, и все торговые ряды, и Введенский монастырь. После пожара торговые ряды были перестроены в камне, а в 1893 г. в городе основано Добровольное пожарное общество с пожарным депо, где устраивались любительские спектакли и танцы.

ХХ век и современность.
В начале XX века Юрьев-Польской насчитывал до 6 тысяч жителей, здесь действовали 13 ткацких фабрик. Были открыты женская прогимназия, реальное училище , высшее начальное училище. В 1904 году открылась богадельня . В 1913 году в город было проведено электричество, предполагалось поставить 80 фонарей. В городском саду под оркестр пожарных проходили гуляния. В 1906 году местной интеллигенцией было организовано Общество любителей сценического искусства. Политические события страны шли мимо города, почти не задевая его; только несколько революционных выступлений прошло в городе за это время.
О советском периоде жизни Юрьева-Польского известно немного – в сущности, мало что изменилось в жизни обывателей. Были закрыты монастыри и церкви, в городском парке установили скульптуру Ленина (позднее ее перенесли на другое место), вокруг города появились колхозы и совхозы, были национализированы фабрики да изменилось управление. В остальном Юрьев сохранил свой вид уездного городка с торговыми рядами , купеческими и мещанскими домами и – что важно – с уникальными памятниками древности. В 1920 году был основан краеведческий Юрьев-Польский музей ; позднее превращен в историко-архитектурный и художественный. С 1974 по 1989 гг. музей являлся филиалом в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1989 г. он приобрел статус самостоятельного музея.

В 1967 году в город прибыла съемочная группа фильма «Золотой теленок». Юрьеву-Польскому предстояло сыграть роль города Арбатова, с чем он блистательно справился, и теперь в кадрах популярного фильма легко узнать улицы города.
Сейчас Юрьев-Польской привлекает все больше туристов и своей стариной, и тишиной, и сочетанием красоты природы с неброской красотой старинного уездного городка с уникальными памятниками. Земляные валы древнего города сохранились и сейчас – только нет на них высокого крепкого тына, не преграждают въезд в кремль массивные ворота, и по некогда сильным оборонительным укреплениям можно беспрепятственно гулять, любуясь великолепным собором, видами монастыря и всего города.