Вулкан Кракатау: взрыв, который прогремел на весь мир…. Кракатау – вулкан убийца

Исследователь Вербеек в своем докладе об извержении Кракатау предсказал, что вскоре на месте разрушенного вулкана должен появиться новый вулкан. Это предсказание сбылось 29 декабря 1927 года, когда на этом месте произошло подводное извержение (ранее подобное событие в том же районе было зарегистрировано в июне 1927 года). Новый вулкан, названный Анак-Кракатау («Дитя Кракатау») , поднялся на 9 метров выше уровня моря через несколько дней. Остров появился в центре трёх островов, составлявших когда-то вулкан Кракатау, и состоял из извергнутых вулканом пемзы и пепла. Однако довольно быстро он был разрушен морем. В конце концов остров, названный по имени нового вулкана, выдержал битву с океаном и окончательно завоевал эту часть моря в августе 1930 года, когда лавовые потоки из жерла вулкана изливались в большем количестве, чем море их разрушало. Процесс рождения нового вулкана вызвал значительный интерес вулканологов и стал предметом широкого исследования.

Первый конус вулкана достигал 67 метров в 1933 году и 138 метров в 1950 году, но под влиянием океана несколько раз размывался между этими годами. Второй конус появился на дне озера, образовавшегося внутри кратера. Постепенно излившаяся лава заменила непрочный вулканический пепел, и в конечном итоге заполнила озеро и сделала вулкан более устойчивым к эрозии. В 1960 году новый конус достиг 30 метров, в 1968 году 160 метров и 181 метра в 1977 году.

Текущее состояние

Со дня своего рождения вулкан Анак-Кракатау пережил пять основных извержений. Анак-Кракатау вырастал в среднем на 13 сантиметров в неделю, начиная с 1950 года. Это соответствует в среднем 6,8 метрам в год. Вулкан по-прежнему активен, небольшие извержения происходят регулярно, начиная с 1994 года. Периоды спокойствия в несколько дней чередуются с почти непрерывными стромболианскими извержениями. Последнее извержение началось в апреле 2008 года и продолжалось до сентября 2009 года. Вулкан извергал горячие газы, камни и лаву.

На сегодня высота вулкана составляет около 813 метров при диаметре около трёх-четырёх километров. Анак Кракатау позволяет учёным со всего мира проводить различные исследования, связанные с вулканической активностью. В настоящее время правительством Индонезии официально запрещено жителям селиться ближе трёх километров от острова.

Смерчи и ураганы в Центральном районе России

Смерч 16 (29) июня 1904 года - стихийное бедствие, произошедшее в центральной части России. Ураган, зародившийся в Тульской губернии, прошёл над восточными окраинами Москвы в сторону Ярославля. На подходе к Москве сформировался смерч, уничтоживший Люблино, Карачарово, Анненгофскую рощу, разрушивший постройки в Лефортове, Басманной части, Сокольниках. Количество погибших неизвестно. Ранено свыше 800 человек.

Оценка современников

Скорость ветра оценивалась современниками в 25 м/c (субъективные оценки, не подкреплённые инструментальными измерениями). За время прохождения урагана в Москве выпало 162 мм осадков. Разрушения, порождённые смерчем в самой Москве (Анненгофская роща, Лефортово, Сокольники), были описаны множеством очевидцев, в том числе В. А. Гиляровским в очерках «Ураган» и «Русское слово»:

Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча - она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали желтые огни, и багрово-желтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Было разрушено огромное здание Кадетского корпуса и Фельдшерской школы. По улицам - горы сорванных железных крыш, свернутых в трубочку, как бумага. Кое-где трупы. Много убитых и раненых… - В. А. Гиляровский, «Русское слово»

Фактически разрушения начались в дальних юго-восточных пригородах Москвы (за современными границами города). Ширина грозового облака составляла 15-20 км, и оно только чудом не затронуло центр города.

Благодарение Господу Богу несчастий с людьми не было и также и постройки все сохранились… При этом несчастия были и с людьми, и разрушены жилые постройки в Московском уезде в 18 верстах расстояния от Суханова … Так в селении Капотня снесло 200 домов, в Чагине из 67 домов уцелели только 2 дома, Хохловка вся уничтожена - Летопись Богородицерождественской церкви с. Суханова

Общее число разрушенных зданий не подсчитывалось, но с учётом крестьянских изб оценивается в несколько тысяч домов (Разуваев). Известны фотографии деревянных домов в Басманной части, сорванных с фундаментов и буквально переброшенных через улицу. Анненгофская роща, площадью в полтора квадратных километра, была буквально вырвана с корнем. К западу от неё сорвало крыши с капитальных трёхэтажных зданий кадетского корпуса (судя по фотографиям, сами здания не были разрушены , как о том сообщал Гиляровский).

История вулкана Кракатау в буквальном смысле грянула на весь мир. Причём несколько раз. Это были одни из самых мощных вулканических извержений за всю историю человечества. Есть версия, что в 535 году в результате извержения Кракатау сформировался Зондский пролив и изменился климат на всей планете. Но наиболее широкую известность получило грандиозное извержение 1883 года, когда вулкан унёс жизни десятков тысяч человек и разрушил более 200 поселений.

Извержение длилось несколько месяцев и достигло кульминации 28 августа, когда большая часть острова провалилась в пустоты в земной коре, образованные длительным непрерывным извержением. Соприкосновение океанской воды с магмой вызвало сильнейший взрыв, слышимый даже в Австралии и Индии. Пепел поднялся на высоту выше 70 километров и осел в радиусе 500 километров. Мощнейшие цунами, высотой до 30 метров произвели катастрофические разрушения на Яве и Суматре.

От былого острова Кракатау осталось лишь три острова-осколка. В 1929 году между ними начал расти купол нового вулкана Анак Кракатау, который на данный момент превышает 300 метров и прибавляет к своему росту по 5-7 метров в год.

Я побывал на вулкане два раза во время подготовки тура Многоликая Индонезия и во время проведения оного.

Конечно, в плане видов и панорамы любой вулкан Суматры и уже тем боле Явы даст огромную фору Кракатау. Ну нет тут ничего такого. Разве что языки застывшей лавы, некогда стекавшие прямо в море…

Gunung Krakatau выезжает только за счёт своей великой истории. Возможности прикоснуться к тем печальным событиям, пусть и 130 лет спустя…

Я добирался до Кракатау самым дешевым способом через остров Себеси, о котором я расскажу чуть ниже, а пока курс на вулкан.

Индонезийское название Anak Krakatau переводится как Дитя Кракатау, ведь от Папы Кракатау остались лишь воспоминания в виде трёх островов: Раката, Раката Кечил и Сертунг.

В море была обычная здесь большая волна, но нашей лодке с балансирами такая не страшна, перевернуться она не может – лишь заливает брызгами иногда.

Приземляемся на берег. Песок здесь чёрный, тяжёлый, вулканический.

Заплатив стандартную взятку рейнджерам за безбилетное посещение острова, отправляемся на смотровую площадку. Самостоятельно подниматься на вулкан запрещено, подходить к кратеру тоже и идти можно только в сопровождении местного рейнджера. Индонезийцы используют для восхождения резиновые сапоги, сначала я недоумевал, думал, может трэк в начале подъёма грязный… Но потом догадался: чтоб мелкий песок не набивался в обувь. Да, резиновые сапоги тут лучшее решение. Подъём простой, тропа набита – каждый день сюда приплывают туристические катера с Явы. Участие в таком мероприятии стоит более 250 долларов…

В начале тропы стоят информационные щиты, рассказывающие про извержение 1883 года и про наблюдения за сукцессией на острове во второй половине 20-го века. Ведь это была просто мечта биолога: Анак Кракатау заселялся полностью с нуля. В 30-хх годах ещё не было ничего, лишь голые скалы. Но потом пошло-поехало: лишайники, мхи, травы, деревья. Из животных тут сейчас обитают полосатые вараны, пара видов змей, мелкие ящерицы, птицы, летучие лисицы, грызуны.

Деревья преимущественно хвойные и им уже больше 20 лет.

На тропе периодически встречаются бомбы – камни, которые вулкан выбрасывает из жерла во время эпизодических извержений. Они бывают красного, желтого и серого цвета.

Самый красивый вид с Кракатау – на остров Раката, чуть более 800 метров высотой.

А это окаменевший лавовый язык, который стекал в море несколько лет назад.

Видок поближе.

А вот и сам Анак Кракатау.

Жаль рейнджер не разрешил подняться на вершину, вроде ведь и не дымит совсем. Кстати, он сказал что сам ни разу не был на верхушке… Врёт, поди, индонезы народ любопытный, а запреты только предков уважают, если бумажные – что вилами по воде.

Спускаемся по сыпухе вниз. Вот на этом участке песка в кроссовки набилось больше всего.

Немного отдохнули и отправились в обратный путь, на Себеси.

О других моих восхождениях на горы Индонезии можно почитать

Ну а теперь самое интересное…

Как добраться

Сперва нужно попасть в город Калианда. Попасть туда можно двумя путями. С Явы на пароме в Bakauheni. И потом на маршрутке в Калианду за 20000 рупий. Ехать час. Можно из города Бандар Лампунг на автобусе в Bakauheni. Ехать полтора часа. По цене точно не скажу, вероятно, тоже 20 рупий. От Калианды проще всего взять мотоциклиста (Ojek) до пристани Dermaga Canti за 15 тысяч рупий и минут 20 езды. В Чанти есть где переночевать в случае чего и я советую делать это именно там, а не в отеле Beringin, рекомендованном Lonely Planet. Если нужно ночевать Калианде, то лучше в одноимённом отеле, он гораздо новее и дружелюбнее. От Canti каждый день после обеда (обычно в 13-15 часов) отправляются несколько баркасов на остров Себеси. Их цена 23-25 тысяч рупий, плыть 1,5 часа. В обратный путь, на Чанти, они плывут утром, в 8-9 часов. На Себеси есть гестхаус, или можно заселиться в Homestay к местным. Про остров Себеси и проживанию на нём я написал подробно в отдельной статье. На этом острове есть человек, отлавливающий туристов и предлагающий им свои услуги гида, по имени Умар. Можете прибегнуть к его услугам. Но предупреждаю, что мне лично не понравился этот человек, он пытался меня обмануть и вообще чувствуется, что не чист на руку. Поездка на Кракатау у него стоит 1 миллион рупий. Если хотите подешевле, то нужно дойти до следующей деревни к югу (минут 20 пешком) и найти там лодку самостоятельно за 500-600 тысяч рупий. Например, лодка есть у Саркима, вот телефон его отца Халими.

В заключение нашей поездки в Индонезию летом 2013 года, мы отправились в место, которое известно своей, без преувеличения, страшной историей: 26 августа 1883 года на острове Кракатау началось извержение вулкана, ставшее одним из величайших в современной истории ...

Вулкан Кракатау находится в Зондском проливе между островами Суматра и Ява. Вот это место на карте :

До 1883 года Кракатау был целостным вулканическим островом площадью примерно 10 км, а его самая высокая точка достигала 2000 метров. К этому времени остров уже имел дурную славу благодаря сильнейшим извержениям. Например, в 535 году произошло извержение, которое привело к глобальным климатическим изменениям во всем мире! А по некоторым данным именно тогда образовался Зондский пролив, который разделил один большой остров на Яву и Суматру.


К 1883 году на острове сформировалось 3 кратера Раката, Данан и Пербуатан. Начиная с мая до 26 августа 1883г вулкан не раз проявлял свою активнсть, как бы предупреждая людей об опасности. Ночью, с 26 на 27 августа, из под земли начал доноситься гул, который в итоге стал на столько сильным, что даже в Джакарте (200 км от Кракатау) люди ночью не могли заснуть! А потом раздался взрыв невероятной мощи. Обломки взорвавшейся горы поднялись на высоту до 80 км, пепел выпал на площади более 4 млн км²!! Этим взрывом были вызваны мощнейшие волны до 30 метров в высоту, а одна из цунами обошла ВЕСЬ земной шар. В результате этого извержения были разрушены сотни городов, деревень и селений, а количество человеческих жертв достигло 40 тысяч человек.
После извержения изменился рельеф морского дна в проливе, на месте острова Кракатау осталась только небольшая часть от вулкана Раката, и два островка Сертунг и Панджанг.
Но не смотря на колоссальные разрушения сам вулкан не погиб. И в 1927 году, после подводного извержения, из-под воды на 9 метров поднялся новый вулкан Сын Кракатау (Anak Krakatau). Со дня своего рождения вулкан вырастал примерно на 13 см в неделю, на сегодняшний день его высота 813 метров.
На фотографии ниже хорошо видно очертания острова Кракатау до 1883 года, в нижней части фото остатки вулкана Раката после извержения и молодой Анак Кракатау растущий в центре древней кальдеры. Какие сюрпризы готовит нам этот огненный малыш остается только гадать. А пока мы решили посмотреть на него своими глазами!
Поездка на Кракатау была запланирована нами заранее. Мы перелопатили много информации, рассчитали, сколько дней нам понадобится, но некоторые сложности всё же возникли в пути.
Вылет с Бали на Яву у нас был днём, в аэропорту Джакарты мы оказались примерно в 14 часов. Сдали свои чемоданы в камеру хранения и перекусили в местном KFC. Дальше мы пошли искать такси, нам нужно было доехать до населённого пункта Чарита (Carita) и отеля Mutiara Carita. Таксистов рядом с аэропортом много, цены естественно сначала называют выше, но стандартный на Бали приём "не хотите, тогда мы пошли к другим" работает и здесь. В итоге договорились что нас довезут до места за 450 тысяч рупий. Дорога оказалась долгой. Первая часть пути по платной дороге пролетела очень быстро. Водитель попытался взять с нас деньги за проезд по ней, но мы точно помнили, что это входило в общую сумму проезда и ничего ему не дали) А свернув с трассы на обычную для Индонезии дорогу, по одной полосе в каждую сторону, мы встали в пробку, в итоге ехали от Джакарты до Чариты часов пять, если не больше.
Приехали, заселились без проблем, но всё-таки лучше бронировать номера заранее, на букинге, например, так как район Чарита это популярный курорт у яванцев и они сюда приезжают на отдых, некоторые с группой по тур путевкам, кто-то с семьей, а кто-то по работе. В общем, в выходные могут быть заняты все номера. Отель напомнил мне наши курорты Краснодарского края, которые не ремонтировались с советских времен. Здесь большая территория, есть отдельно стоящие домики и один общий корпус, в который мы и поселились. Номера большие, просторные, достаточно чистые - в общем, жить можно.
Здесь же, в отеле, мы сказали что хотим поехать на Кракатау и нам очень быстро прислали друга, который организует эту экскурсию. Дальше был очень долгий процесс торговли. Изначально мы хотели поехать с ночевкой и посмотреть как из кратера вылетает лава, на этот наш запрос друг объявил цену в 7 миллионов рупий (это почти 700$)! "Май френд, май френд"! В итоге мы выяснили, что вулкан вообще-то сейчас не извергается, да и вряд ли будет это делать завтра и решили поехать на один день. Цену сторговали до 4 миллионов, на этом и остановились, всё-таки в июле высокий сезон.
А дальше у нас случился казус с номером. Я увидела комаров, а так как в одной из своих поездок на Бали благодаря им я познакомилась с лихорадкой денге, ночевать в их компании мне не хотелось. В номере брызгалок от насекомых не было, и мы попросили местных работников принять меры... И они приняли... Я почему-то не отреагировала на странного вида болон с пульверизатором у работника, и вышла из номера к Диме (он на террасе договаривался о поездке на вулкан), а когда в следующий раз зашла в номер, поняла что произошло непоправимое! Работник распылял по нашему номеру бензин!!! Мы были в шоке, чувак уверял что запаха скоро не будет, но понятно, что это бред и оставаться в этом номере на ночь было нельзя! Для справедливости замечу, что на ресепшен нам без слов поменяли номер. После всего этого, мы поужинали, прогулялись немного по территории отеля и пошли спать, завтра нас ждет Анак Кракатау!
Утром мы поднялись не очень рано, часов в 7, и пошли завтракать. К нам подсел один яванец, ему очень хотелось поболтать, подтянуть английский и просто пообщаться с белыми людьми. Развлечение у них здесь такое, если видишь белого человека, то с ним надо обязательно поболтать, а еще лучше сфотографироваться)) Пока мы общались, пришел наш друг - гид и сказал что пора в путь!
Нам подогнали хороший скоростной катер, я сначала подумала, что мы едем с другими туристами, но нет, это только для нас! Примерно через 1,5 часа поездки по волнам океана, вдалеке мы увидели "малыша" Кракатау.
Подъезжая ближе, мы уже явно различали дым, валивший из кратера. Зная историю этого места, даже находясь на некотором удалении, понимаешь, что это не безопасная прогулка, а нам еще предстоит забраться наверх.

Заезжая в своеобразный залив, образовавшийся после извержения 1883г, видно остатки вулкана Раката. Мы знаем, что это только его малая часть. Только представьте, что тут был высоченный вулкан и как он разлетелся на куски от взрыва чудовищной силы!
Последствия катастрофы можно заметить и сейчас: с правой стороны, там, где раньше возвышалась гора, сейчас лишь вогнутая внутрь выемка.

Остатки от большого вулкана


Мы направились в центр "залива", где в прямом смысле растет Анак Кракатау. Наш катер сначала объехал вулкан вокруг, чтобы можно было его рассмотреть со всех сторон. Зрелище впечатляющее! Нам сказали, что вулкан часто извергается, его береговая линия постоянно меняется, а на склонах видно остывшую лаву и то, как она стекала в океан!
Чем ближе подъезжаешь, тем более грозным или даже угрожающим он выглядит.
Дым идет не только из кратера, он сочится отовсюду из-под земли.
Создается ощущение, что почва постоянно горит.
У подножья вулкана барханы черного вулканического песка вперемешку с пеплом и лавой.
Глядя на эти фотографии сложно подумать, что можно подняться на Кракатау!
Проехав дальше, мы увидели, что на другой стороне от кратера вулкана появляется растительность.
А еще дальше от "горячей точки" уже вырос целый лес! Говорят, что тут даже комодский варан водится, но мы его не увидели.
Когда мы подъехали к месту высадки, я в очередной раз расстроилась. Остров-то необитаемый, а мусора полно((Это показывает, как сильно загрязнен мировой океан. Очень грустно от таких картин(
Не хочу смотреть на это безобразие((
Немного переведя дух, начинаем поход на вулкан. Треккинг на Кракатау не сложный, самое тяжелое это перенести жару дневного солнца.
Сразу отмечу, что шли мы в шлёпках, песок в общем горячий, но не сильно. Мне показалось, что горячее стало, когда мы уже спускались, может просто к середине дня почва больше нагрелась.
А вот одеть что-нибудь на голову и закрыть плечи очень полезно! Но так как это были последние денёчки нашего летнего отдыха, я старалась наслаждаться солнышком по-полной!
Сначала дорога проходит через лес, здесь есть тенёк и приятно идти. Наши гиды идут вперед и показывают путь)
Потом тропинка выходит на довольно крутой и открытый участок. Здесь придется немного попотеть. Путь наверх в общем-то не трудный, основная сложность в том, что очень жарко на солнце и что идешь по песку.
Лес понемногу редеет и, в конце концов, остается позади. И мы сразу обратили внимание на множество булыжников валяющихся повсюду. Наши гиды сказали, что они вылетели из кратера во время извержений.
Напротив виднеется Раката.
Вот сколько мы уже прошли. Вдалеке еще один островок, кажется это Панджанг. Возможно, и он когда-то был горой.
Мы забрались! И вот такой красивый вид с Кракатау на океан, острова и тропинку, по которой мы шли, открылся нам сверху.
Подъем на Кракатау получается не высокий, может метров 500, а выше на край кратера вас никто не пустит, говорят, что есть пустоты и почва может провалиться. Тропинка дальше проходит по левому краю большой выемки, как я поняла, это почва просела после очередного извержения.
Мы прошли немного по кромке провала, в сторону Ракаты. Здесь тоже очень красиво! Я не удержалась и попозировала)) Жара усиливалась, мы решили не задерживаться на открытом солнце долго и пошли вниз.

С этой стороны вулкана уже больше видны следы извержений. Вот в провале лава и камни.


Ниже много опалённых деревьев.

Диме больше нравятся такие пейзажи)

Потом мы увидели огромные ямы и поломанные вокруг деревья. Оказалось это от камня, который выкинуло из кратера недавно.

А вот и камень. Я бы сказала, что это кусок горы, он высотой с меня и плюс огромный в ширину. Не хотелось бы мне попасть сюда во время извержения.

Пока Дима это всё фотографировал, я не теряла времени)) Очень жарко стало, хочется скорее в тень! А наши проводники уже давно убежали в лес)

В лесочке мы нашли останки сейсмологической станции. Раньше были еще такие же на верху, но сейчас от них ничего не осталось. Новые делать не стали, и наблюдают теперь за обстановкой издалека с Суматры и Явы.

После посещения вулкана, рядом с Ракатой, можно поплавать и посмотреть рыбёшек) Тут конечно не красное море, но после жары очень хорошо! Маски у нас были свои.

Наплававшись, на обратном пути Дима сладко заснул)


Напоследок еще один взгляд на Кракатау. Дымить он, кстати, стал сильнее!

Но это еще не всё наше приключение) Пока мы возвращались в отель, погода на побережье испортилась, и мы подумали, что торчать тут целый день и еще одну ночь, смысла никакого нет. Было решено ехать в Джакарту, ночевать там и днем погулять посмотреть город. У нашего друга, который организовывал поездку на Кракатау, мы спросили сколько стоит доехать отсюда до Джакарты, и он нам выдал: "ван миллион"! Да, да, один миллион рупий. Это, в общем-то, 100$, но мы-то помним, что доехали сюда за 450 тысяч, дорога не увеличилась за одну ночь, бензин не подорожал. В чем же дело?! На наш рассказ, что мы приехали за 450 тысяч он сказал что это импосибиль, т.е. невозможно) Ну мы над ним посмеялись конечно, и решили, что найдем другую машину. Но не тут то было! Оказывается таксистов (кроме рикш) тут нету, местные либо приезжают на своих машинах, либо их везут по тур путевкам на автобусе. Пользуясь этим все здешние тур компании, которые организовывают экскурсии, действительно возят в Джакарту за один миллион! Дима попытался поторговаться, опустил цену до 800 тысяч и всё. Тут у нас проснулся дух противоречия) И мы решили что обычные местные жители как-то же добираются до Джакарты, значит и мы сможем! Мы собрали вещи и вышли за пределы отеля, зная лишь одно: мы едем в Джакарту!
На первый взгляд кажется, что тут сложного, спросили где автобус, сели, поехали. НО! Не забывайте что мы на Яве причем в месте, куда иностранный турист заезжает не часто, а если и заезжает то по городу особо не шатается) Следовательно на английском никто не говорит, даже немного! И еще... Мы же на Яве, поэтому белый человек это диво дивное! Я не знаю как передать свои ощущения во время того, когда идешь по улице, а тебя все без исключения рассматривают с диким удивлением! Это как если бы по Москве шел зелёный трехметровый инопланетянин)) Точно, именно так я себя и ощущала:) Мы зашли в магазин, купили мороженное и воду, попытались объяснить что нам надо в Джакарту и спросить где остановка автобуса. Все хихикали, и никто ничего толком нам не сказал. На выходе нам попался человек, который вроде бы мог связать пару английских слов, из его жестов руками мы поняли где остановка, что нам сначала надо доехать до местечка Чилегон (Cilegon), а там пересесть на автобус до Джакарты. Ну, уже что то! По дороге разберемся.
Вот наш маршрут на активной карте:

Нас много пугали, что надо быть аккуратнее на Яве, это вам не Бали, где все добрые, там все злые и ужасные. Не ходите дети в Африку гулять))) Скажу сразу нам ни одного Бармалея не попалось, наоборот все старались помочь чем могли, подсказать (пусть даже на индонезийском) улыбались и конечно же фотографировались с нами) Первым кто нам помог был старенький, весь сморщенный водитель рикши. Он стоял около остановки предложил нам такси) Когда понял что мы в Джакарту, тоже назвал пересадочный пункт, а потом тормознул нужный нам автобус и даже помог туда залезть)
Кстати автобус это сильно сказано, скорее малюсенькая маршрутка, снаружи она похожа на маленький минивэн isuzu. Дверей в ней нет, а для пассажиров сзади две лавки) Мы протиснулись в эту машинку и поехали. Ехать нам предстояло 2 часа! Цена поездки на такой маршрутке на двоих вышла 30 тысяч рупий. Причем цена для женщин и мужчин разная, к сожалению, забыла за кого платят больше, а за кого меньше)) Ехать было весело, с нами пытались все поболтать, мы пытались уточнить дорогу. Дима фотографировал машину изнутри.

Еще, как я уже писала, местные жители фотографировались с нами, а мы с ними)

А дальше нам повезло, когда мы проезжали крупный завод, в маршрутку сел мужчина, который хорошо говорил на английском, и он тоже ехал в Джакарту! Сказал: "Не волнуйтесь, доставим вас в лучшем виде"! Он постоянно ездит сюда на работу и уже знает, как побыстрее добраться, поэтому маршрут наш получился немного другой. Мы сначала пересели на еще одну маршрутку, а уже после на большой автобус до Джакарты. Сели мы на него в каком-то хитром месте, как мы поняли, перед автобусной станцией и поэтому, нам удалось занять места. На этом автобусе мы ехали еще часа 2,5. Проезд на нем вышел 70 тысяч на двоих. И того дорога Чарита - Джакарта вышла 100 тысяч рупий (10$) на двоих, плюс куча положительных эмоций! Вот так экономия!!! По дороге мы выбрали отель, в Джакарте наш друг подсказал, где выйти, и дальше на такси мы доехали до отеля. Вот такое у нас вышло приключение!
Резюмируя эту поездку, я бы посоветовала желающим посмотреть Кракатау, брать машину в прокат. Это можно сделать в международном аэропорту Джакарты и через интернет у таких фирм как Hertz, Avis и др.

Невероятный день на вулкане и долгая, но интересная дорога до Джакарты, стали нашим заключительным путешествием этого лета в Индонезии. Правда у нас в планах на следующий день была еще прогулка по Джакарте. А пока мы попрощались с удивительной природой островов, с Индийским океаном и в очередной раз загадали желание обязательно вернуться!

p.s. Канал Discovery снял отличный фильм про этот вулкан, с реконструкциями событий и т.п., посмотреть его на youtube можно

Еще из путешествия по Индонезии.

Извержение вулкана Кракатау в августе 1883 был одним из самых смертоносных извержений вулканов современной истории. Подсчитано, что погибло более 36 000 человек. Многие из них погибли в результате термической травмы от взрывов и многие другие стали жертвами цунами, который последовал за крахом вулкана в кальдере ниже уровня моря. Извержение также повлияло на климат и вызвало падение температуры во всем мире.

Извержение Кракатау 1883

Остров Кракатау расположен в Зондском проливе между явой и Суматрой. Он является частью индонезийской Островной дуги. Вулканическая активность и извержение Кракатау произошло в результате субдукции индо-австралийской тектонической плиты, так как он движется на север в сторону материка Азии. Остров шириной около 3 км и 5,5 км (9 на 5 километров). До исторического извержения, он имеет три взаимосвязанных вулканических вершин: Perboewatan, самый Северный и самый активный; Данане в середине; и наибольшее, Ракаты, образуя южной оконечности острова. Кракатау и двух близлежащих островов, Лэнг и Verlatan, остатки предыдущего большого извержения, которое оставило подводную кальдеру между ними.

Кракатау в Сундском проливе между Явой и Суматрой.

В мае 1883 года капитан немецкого корабля Элизабет, сообщил, что видел облака пепла над Кракатау. Они были более чем 6 миль (9.6 км) в высоту. В течение следующих двух месяцев коммерческие суда и зафрахтованные обзорные лодки посещали проливы и сообщали о громовых шумах и облаках накаливания. Люди на соседних островах проводили фестивали, празднуя природный фейерверк, освещенный ночным небом. 27 августа торжество остановилось.

Взрыв вулкана Кракатау 1883 год

В 12:53 в воскресенье, 26-го, первоначальный взрыв извержения высвободил облако газа и мусора примерно в 15 милях (24 км) в воздух над Перровеатаном. Считается, что мусор из более ранней эруптивной активности должен был заткнуть шейку конуса, давая возможность построить в магматической камере. Утром 27-го, прогремели четыре огромных взрыва, которые слышали так далеко, как Перт, Австралия, на расстоянии около 2800 миль (4500 км), погрузили Пербеватана и Данана в кальдеру ниже моря.

Первоначальный взрыв вулкана Кракатау в 1883 году разрушил магматическую камеру и позволил морской воде связаться с горячей лавой. Результат известен как фреатомагматическое событие. Вода закипела, создавая подушку перегретого пара, которая выдерживала пирокластические потоки до 40 миль (40 км) со скоростью свыше 62 миль в час (100 км / ч). Извержению присвоен рейтинг 6 по Индексу вулканических взрывов и, по оценкам, имел взрывную силу в 200 мегатонн тротила. (Для сравнения, бомба, которая опустошила Хиросиму, имела силу в 20 килотонн, почти в десять тысяч раз менее взрывоопасную, чем взрыв Кракатау. Взрыв Кракатау был в десять раз более взрывоопасным, чем взрыв в Сент-Хеленсе 1980 года).

Жертвы вулкана

Тефра (фрагменты вулканической породы) и горячие вулканические газы преодолели многих жертв на западной Яве и Суматре, но тысячи людей погибли от разрушительного цунами. Стена воды, высотой около 120 футов, была создана в результате обрушения вулкана в море. Он полностью перегрузил небольшие близлежащие острова. Жители прибрежных городов на Яве и Суматре бежали на более высокую территорию, сражаясь со своими соседями за то, чтобы держаться на скалах. Сто шестьдесят пять прибрежных деревень были разрушены. Пароход Berouw был пронесён почти в миле от суши на Суматре; все 28 членов экипажа были убиты. Другой корабль, Лаудон, был привязан поблизости. Капитану корабля Lindemann удалось преодолеть волну, и корабль смог проехать по гребню. Оглядываясь назад, экипаж и пассажиры увидели, что ничего не осталось от красивого города, где они были на якоре.

Взрывы выбрасывали около 11 кубических миль (45 кубических километров) мусора в атмосферу, на расстояние до 275 миль (442 км) от вулкана. В непосредственной близости, рассвет не возвращался в течение трех дней. Пепел упал далеко, на 3775 миль (6 076 км), приземляясь на судах на северо-западе. Барографы по всему миру задокументировали, что ударные волны в атмосфере циркулировали по планете как минимум семь раз. В течение 13 дней слой диоксида серы и других газов начал фильтровать количество солнечного света, способного достичь Земли. Атмосферные эффекты, создавались при впечатляющих закатах по всей Европе и Соединенным Штатам. Средние глобальные температуры в течение следующих пяти лет были на 1,2 градуса ниже.

Взрыв горы Тамбора в 1815

Хотя взрыв вулкана Кракатау по праву считается одним из самых разрушительных извержений вулканов современности, Кракатау не был самым большим извержением в новейшей истории Индонезии. Эта «честь» относится к извержению горы Тамбора 10 апреля 1815 года. Кракатау занимает третье место в списке, основанном на взрывной силе и разрушении.
Тамбора является единственным извержением в современной истории, чтобы оценить ВЭИ 7. Глобальные температуры были в среднем на пять градусов холоднее из-за этого извержения; даже в Соединенных Штатах, 1816 год был известен как «год без лета». Культуры провалились во всем мире, а в Европе и Соединенных Штатах неожиданным результатом стало изобретение велосипеда, поскольку лошади стали слишком дорогими для кормления.

Анак Кракатау


Анак Кракатау, «Дитя Кракатау», вырос из кальдеры и периодически извергается.

В 1927 году некоторые яванские рыбаки были поражены столбом пара, и обломки стали извергаться из обрушившейся кальдеры. Кракатау проснулся после 44 лет спокойствия. В течение нескольких недель край нового конуса появился над уровнем моря. Через год он превратился в маленький остров, который назывался Анак Кракатау, или Дитя Кракатау. Анак Кракатау периодически разрастался, хотя и мягко и с небольшой опасностью для окружающих островов. Последнее извержение было 31 марта 2014 года. Оно зарегистрировало ВЭИ 1.

Вулкан Кракатау: фото

Несколько фото вулкана Кракатау и Анак Кракатау