Изображение стоящего будды в деревянной скульптуре. Искусство в буддийской культуре

Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение. Грациозная копия скульптуры Дзанабадзара из бронзы высотой в 54 метра стоит на фоне 108-метровой белоснежной ступы с позолотой. Содержимое статуи, обычно состоящее из отпечатанных на бумаге молитв и мантр, земли со священных мест, частицы мощей буддийских святых, лекарственных растений и прочего, готовится в индийской Дхарамсале. Проект уже получил благословение Его Святейшества Далай-ламы, а правительство Монголии считает его одним из приоритетных . При этом в Улан-Баторе уже имеются две гигантских буддийских статуи: 27-метровый Авалокитешвара в главном храме монастыря Гандан и Золотой Будда у подножия горы Зайсан-толгой высотой в 23 метра.

Зачем Монголии очередной ужасно дорогой проект в рамках буддийской монументальной гигантомании? Это сложный вопрос, на который нет единого ответа. Тут играют роль не только религиозные (считается, что возведение таких статуй порождает большие заслуги и улучшает коллективную карму) и экономические (туристы ценят зрелищные достопримечательности, особенно с приставкой «самый») соображения. У феномена буддийской монументальной скульптуры имеются культурное и политическое измерения. Начнем с культуры.

Разрушение статуй Будды в Бамиане

Огромные стаути Будды и буддийских божеств возводились еще древними мастерами. Вспомним многострадальных стоящих будд Бамиана (58 и 38 метров), которых с недавних пор, увы, уже не существует. Кушанские буддисты вытесали их в скале еще в VI веке. Гигантский Будда Лешаня (803 год, 71 метр), Будда из Лашаоцзи (559 год, 60 метров), Будда Амитабха из Сишаня (576 год, 41 метр), сидящий Будда из Шаньданя (35 метров, VII век), Авалокитешвара из Тадзавако (35 метров, VIII век), Будда Майтрея из Дуньхуана (694 г., 26 метров) и другие были сооружены в период расцвета буддизма в Центральной Азии и Китая времен Кушанской империи и Танской династии. Эти монументы до сих пор находятся в первой сотне самых высоких памятников мира, несмотря на то, что уровень современных технологий поднялся высоко. Бамианские Будды до своей трагической гибели в 2001 году оставались самыми высокими статуями, вырезанными из камня (сегодня пальма первенства в этой категории перешла к лешаньскому сидячему Будде). Подобных монументов было воздвигнуто намного больше, но не все дошли до наших дней, погибнув от землетрясений (как киотоский Вайрочана в 1596 году) или от рук фанатиков (снести бамианских Будд до талибов пытался еще великий могольский император Аурангзеб).

Разумеется, важнейшим стимулом для строительства таких колоссов было и остается желание прикоснуться к вечности. Чем грандиознее скульптура, тем больше шансов, что ее узрят будущие поколения. Разрушить такие монументы способны только землетрясения амплитудой не меньше 7 баллов или противотанковые мины в сочетании с массированным обстрелом из ПВО по талибской методике . Еще одной важной идеей, которой руководствовались инициаторы строительства, было и остается стремление накопления добродетелей. Буддисты верят, что систематическое совершение благих дел, особенно во славу учения, содействуют накоплению благой кармы. Соответственно, чем выше и грандиознее статуя, тем больший эффект окажет она на судьбы причастных к ее возведению. Часто статуи таких размеров строились для того, чтобы успокоить гнев стихий (например, разливы рек), поскольку, как считалось, изображения Будды могли благотворно влиять не только на людей, но и на местность.


Статуя лешаньского Будды в Китае

Но основной смысл, который создатели вкладывают в размеры статуи, является способность воздействовать на сознание верующих. Как устремившиеся в небо башни готических соборов и свет, проникающий сквозь стекла витражей, были призваны вызывать в душе христианина мысли о Творце и его небесном царстве, так и колоссальные статуи будд и бодхисаттв служили лучшим объектом для медитации. Грандиозные размеры были призваны порождать в практикующем атмосферу величия космического сознания Будды. Так же, как лицезрение снежных гор или бескрайнего океана способно ввести нас в особое состояние, так и гигантские Будды создавали вокруг себя атмосферу величественного спокойствия и чистоты. Недаром вокруг этих монументов мы видим многочисленные монашеские кельи. Как выразился Ошо, буддийские статуи являются не идолами, но сакральной геометрией, которая получает продолжение в сознании буддиста.

Не обошлось в буддийской монументальной скульптуре и без политики. Стоит один раз взглянуть на список самых высоких статуй Будды, то можно сразу заметить, что большинство из них были возведены в этом тысячелетии: Будда из лушаньского храма весны (2002 г., 128 метров), Будда из Монивы , что в Мьянме (2008 г., 116 метров), бодхисаттва Гуанинь из Хайнаня (2005 г., 108 метров), Великий Будда из Таиланда (2008 год, 92 метра), Гуанинь из вьетнамского Дананга (2010 г., 70 метров). стоящий Майтрея из Тайваня (2011 г., 58 метров), Будда из шриланкийской Алутгамы (2007 г., 49 метров). Список можно продолжать еще долго. В этом контексте строительство статуи Майтреи в Монголии кажется вполне логичным.

Что это? Ярмарка тщеславия буддийских государств? Вот и тибетские беженцы давно подключились к этому странному чемпионату, инициировав грандиозный проект «Майтрея» по возведению статуи Будды высотой в 152 метра! Предварительная оценка затрат проекта составляет 20 миллионов долларов. Известно, что проект подвергается жесткой критике со стороны индийской общественности, которая считает, что на фоне множества социальных проблем и ужасающей бедности строительство такой дорогой статуи в одном из беднейших штатов Индии выглядит как пир во время чумы. Эта критика уже заставила организаторов проекта существенно умерить амбиции.

Лавинообразный процесс строительства гигантских статуй Будды был начат после варварского уничтожения талибами не раз упомянутых нами статуй Будды в афганском Бамиане. Тогда, несмотря на многочисленные обращения ООН, международной общественности и таких буддийских стран, как Япония, Китай, Шри-Ланка, а также Индии, талибы приняли решение уничтожить древние памятники. На правительство талибов оказывали давление даже исламские страны , такие как Пакистан, Саудовская Аравия и Египет. Да и в самом Афганистане многие выступали против этой акции. Япония предложила немалые деньги в обмен на отказ от планов по уничтожению монументов. Нью-Дели озвучил идею о переносе памятников на территорию Индии. Однако 6 марта 2001 года статуи были уничтожены. Мулла Мухаммед Омар по итогам операции : «Мусульмане должны быть горды тем, что сравняли идолов с землей. Хвала Аллаху, что мы разрушили их».

Буддийский ответ был неожиданным. Как цепная реакция, в странах буддийской Азии один за другим были инициированы проекты по возведению гигантских Будд. Я отнюдь не утверждаю, что все эти проекты являются прямым ответом на варварство талибов. Я хочу сказать, что за всеми этими инициативами стоит потрясение, которое испытали буддисты, а вместе с ними и все остальное человечество, когда древние будды после полутора тысяч лет величественного существования рухнули на землю под ликование исламских фундаменталистов. Рухнув на землю, бамианские будды заставили возникнуть из небытия множество других образов Будды - от Шри-Ланки до Монголии. Буддийская монументальная гигантомания получила новый импульс, и никто не знает, когда этот импульс сойдет на нет.

Религия, зафиксировавшая свои положения в текстах, буддизм (за исключением дзэн-буддизма, благосклонного к живописи, то есть к непосредственному индивидуальному выражению мировосприятия, которое он допускает) обладает строгой иконографической традицией; различные техники скульптуры следовали этой иконографии на протяжении столетий.

В соответствии с буддийским богословием сам Будда (Буцу ), или Будда будущего (Нёрай ), определяется чертами, обозначенными на японском языке понятиями из санскрита: Сяка (Шакьямуни), Русяна (Вайрочана), Амида (Амитабха), Якуси (Бхасайя-гуру). Будда изображается в облике молодого священника, его кудрявые волосы уложены и завязаны в узел; фигура без украшений, драпированная лишь простым ниспадающим монашеским одеянием. Уши, чересчур удлиненные, отягощены драгоценностями, которые он носил тогда, когда был принцем и жил в роскоши при дворе своего отца. Несколько произведений эзотерического буддизма (миккё) изображают его увенчанным диадемой, в одежде, усыпанной драгоценностями, но таких изображений Будды немного.

Иконографические типы скульптурных изображений бодхисаттв Мироку (Майтрейя), Мондзю (Манджушри), Фугэн (Самантабхадра) и Кокудзо (Акашагарбха) (перечислим тех, кто встречается чаще) более разнообразны. Они могут быть изображены в диадеме, украшающей поднятые вверх волосы, со свободно повязанным поверх одеяния поясом, кулон или пектораль (ёраку ) завершают их облик.

Небесные стражи - Бонтэн (Брахма), Тайсякутэн (Индра), Бисямонтэн (Вайшравана), Китидзетэн (Махашри), Конгорикиси (Ваджрапани) - принимают разный облик: они цари или придворные, солдаты или великаны, мощная мускулатура символизирует их силу, их многочисленными образами вдохновлялись выразительные произведения японского искусства.

Изображения некоторых будд и бодхисаттв, принадлежащие сектам эзотерического буддизма, выражают неистовую ярость. Наиболее часто встречаются Фудо Мёо (Алкала), Госандзэ Мёо (Трайлокьявиджайя), Айдзэн Мёо (Рага).

Все эти божества изображены в энергичных позах, но делают одинаковый ритуальный жест рукой (мудра). Этому движению соответствует и выражение их лиц. То и другое раскрывает идею, которую они должны выразить. Наиболее почитаемые изображения окружены ореолом, и мастерство, с которым он выполнялся, со временем превратило элементы этого ореола - ангелов, цветы и языки пламени - просто в декоративное украшение. Характер изображения становится все более и более утонченным и декоративным. Статуя обычно размещалась на пьедестале в виде гигантского цветка лотоса, символичного водяного растения - сияющая чистота лепестков и погруженные в донный ил корни.

Небесные создания - божества на облаке, одно из которых играет на флейте, другое протягивает лотос, - включены в группу из пятидесяти двух горельефов из дерева, которые украшают интерьер Хоодо в Бёдоине в Удзи. Они образуют небесный эскорт Амиды Нёрай работы скульптора Дзете. Первоначально нарисованные и украшенные золотыми нитями (кириканэ), эти изящные изваяния представляют искреннее и жизнерадостное искусство эпохи Фудзивара.

В наши дни появились новые материалы, что побудило художников вновь обратиться к религиозной скульптуре. Но на протяжении семи веков буддийская пластика, можно утверждать, мало изменилась: канон Будды из Камакура (1252) является каноном и для Будды из Мёгуро, который датируется 1802 годом (эта статуя хранится в музее Сернуши).

Японская скульптура эпохи Камакура отразила это время ожесточенности и нестабильности, в ней заметны проявления реализма, граничащего с барокко, в определенном смысле это время подъема и упадка пластического искусства. Скульптура этой эпохи оказывается отражением своего времени. Способность глубоко чувствовать, характерная для художников XIII века, их склонность к драматизму и состраданию была отмечена искренней амидистской верой. Этому времени не подходили для изображений безмятежные, уверенные в себе боги, скорее требовалось выражение сдерживаемой боли чувствительных и очень ранимых людей. Назидательность этих изваяний предназначалась для множества смиренных, малообразованных верующих, чуждых эстетических радостей, которые были доступны только придворным, поэтому изображения богов и святых должны были нравиться народу. С этой целью скульпторы не гнушались никакими эффектами, вплоть до напыщенности. Так, чтобы изображения выглядели «более живыми», глаза статуй инкрустировали горным хрусталем (гёкукан). В те эпические времена формируется еще и культ героев - знатных вельмож, которые благодаря своей прославленной энергии творили историю, и, следовательно, появляются их изображения. Одна из самых прекрасных, без сомнения, статуя Уэсуги Сигэфуса, потомки которого всегда находились среди самых влиятельных советников сёгуна.

Основные принципы скульптуры этой эпохи были выражены в творчестве Кокэя (XII в.). Скульптор был связан с храмом Касуга в Нара, основал в центре старого Ямато школу, близкую по духу школе великих реформаторов в далеком Канто.

Храм Касуга-дзиндзя, или Касуга-тайся, в Нара был основан в 768 году. Но возможно, он возник раньше, вскоре после учреждения столицы в Нара. Фудзивара-но Фухито (659–720) приказал его построить в честь бога - покровителя своей семьи. Главное здание (хондэн ) восстановлено в 1863 году, четыре одинаковых маленьких храма - маленькие четырехугольные павильоны, снабженные прямой лестницей, которую защищает выступ широкой крыши. Ансамбль - один из характерных типов синтоистских храмов, ставших обычными с эпохи Хэйан. К святилищу Фудзивара ведет живописная аллея, уставленная вдоль бесчисленными фонарями, подаренными на протяжении веков благочестивыми верующими.

Ункэй, сын Кокэя, - работал с 1175 по 1218 год - по праву считается самым знаменитым японским скульптором. Сила, размах, человечность искусства эпохи Нара стали отличительными чертами этого художника, усиленные нервной энергией, которая подпитывалась впечатлениями от пластического искусства эпохи Сонг. В творческой манере сыновей Ункэя - Танкэя, Кобэна и Косё - появились черты маньеризма,в их творчестве заметен натурализм: пластика тела, выражение лица, летящая драпировка одеяний святых, отступавшие от канона, - все это было выполнено виртуозно, и статуи поражали паломников.

Восстановление Тодайдзи, пострадавшего в войнах XII века, значительно повлияло на развитие японской скульптуры и изменило ее главное направление. Под руководством верховного жреца Сюндзёбё Хогэна храм реконструировали в стиле южнокитайской архитектуры, известном как тэндзики-э (индийский стиль). Для восстановления искусства скульптуры Хогэн, до того трижды посетивший, как рассказывается, Китай, выбирает Кайкэя, ученика Кокэя. Он также привез из Китая художника Чэнь Хочина, который знакомит японцев со стилем Сонг. Постепенно новая мастерская в Тодайдзи превратилась в тот фермент, который породил жемчужину японской скульптуры - искусство Камакура. Восстановленный в Тодайдзи храм был грандиозным сооружением, и люди, которые его создали, не уступали своим предшественникам в мастерстве и артистизме - несколько уцелевших образцов предшествующего времени служили молодым скульпторам эталоном, так что творческий процесс был непростым, а поиски нового - постоянными.

Скульптура бурно развивалась в эпоху Хэйан, в период расцвета культуры Фудзивара. При дворе и в домах знати успешно трудились ремесленники. Они вырезали из мягкого дерева изысканные, приятные изображения, которые нравились сильным мира сего. Буддийская секта Тэндай поддерживала эстетику очарования. Эта тенденция усилилась с распространением амидизма, один из постулатов которого утверждал, что символом рая, где встречаются праведные души, на земле может быть лицезрение прекрасного.

Исключительная изобретательность мастеров развивала скульптурные техники. Статуи состояли из фрагментов: из отдельных вырезанных кусков нужного размера собиралась вся статуя (ёсэги ). Этот способ, упрощающий задачу создания статуи и реставрации, усовершенствовал мастер Дзете, незадолго до своей смерти (1057) создавший замечательную статую Амиды Нёрай в Бёдоине в Удзи (1052), матовая позолота которого освещает павильон Феникса (Хоодо).

Сын скульптора (он был и буддийским священником) Косё, Дзётё пользовался особым покровительством Фудзивара-но Митинага (966-1027), того самого, которому было суждено привести свой род к вершинам власти. Столь значительная поддержка позволила Дзётё основать в Киото замечательную мастерскую «Седьмой улицы» (Ситидзё буссо). Вскоре его ученик Хосэй (умер в 1091 году) и сын последнего Энсэй (умер в 1134 году) основали мастерскую на Третьей улице (Сандзё буссо); обе мастерские были широко известны и процветали. Успех Дзете свидетельствовал о важном изменении в социальном положении скульпторов: они получили право работать в собственной мастерской и воспитывать учеников. Дзётё стал первым из своей корпорации, кто был допущен к духовному сану, что обеспечило ему одновременно авторитет и материальный достаток. Новый статус быстро снискал ему большую популярность, поскольку в эпоху Хэйан монастыри развивались благодаря субсидиям и покровительству меценатов. Таким образом, после того как Дзёте вполне естественно был приближен кХодзёдзи, возведенному Фудзивара-но Митинага, этому примеру, поданному верхушкой общества, последовали многие. Благодаря религии скульптура приобрела благосклонность мирян, что и позволило ей отойти от слишком большой зависимости от китайских прототипов.

Скульпторы использовали китайские образцы с некоторым запозданием в период, когда японский двор соперничал с китайским двором. Зрелости эпохи Тан соответствовала зрелость эпох Тэмпё и Хэйан. С того времени, как двор обосновался в Хэйане, скульптура расцветала благодаря множеству заказов, которые поступали от действующих монастырей и при строительстве новых. Новые монастыри основывались в защищенных удаленностью и лесами долинах. Потребность была велика, статуи должны были отражать новые религиозные чувства.

При этом материал должен быть не только прочен, но и дешев. Поэтому скульптура эпохи Хэйан по преимуществу была деревянной. Этот благородный материал в стране, густо покрытой лесами, оригинальным способом выразил талант лесного народа, который заменил примитивный топор предков на эффективное долото великих цивилизаций эпохи металла. Статуи из сандалового дерева (дандзо ), которые монахи-паломники привозили из Китая, ввели в моду приятный и естественный материал - дерево, которое на архипелаге имелось в изобилии. Наконец, качество японских режущих инструментов позволяло достичь точности в резьбе по дереву. Действительно, уже в эпоху Нара в мастерских Дайяндзи и Тосодайдзи воспроизводили в дереве изысканные формы аналогичных изделий из лака или глины. Статуи до эпохи Камакура резались из одного куска дерева (итибоку ). Для их создания требовалось приложение силы, особое внимание уделялось декору, детали статуи тщательно прорабатывались, затем искусно покрывались другими материалами (хомпа-сики ). В эпоху Хэйан художники отходили от реалистического стиля в противоположность величественным произведениям мастеров эпохи Нара, которые точно следовали традиции.

Нара

Эпоха Нара стала золотым веком японской скульптуры. Без сомнения, она никогда не знала большого разнообразия материалов. Техники, которые более всего использовались в период расцвета Нара, - лак и глина - происходили из Китая эпохи Тан.

Техника глины была давно известна в Индии и Центральной Азии, оттуда она пришла в Китай. Сначала изготовлялась модель из дерева, этот грубый остов покрывался рисовой соломой (она была необходима, чтобы лучше удерживать новые слои глины), на которую укладывали глиняную массу. Масса, которую использовали для первых слоев, была грубой: солома предварительно смешивалась с землей и золой, затем она снова покрывалась более качественной глиной, смешанной с бумажным волокном. Последний тонкий слой - из тонкоразмолотой глины с порошком слюды. Затем статуя раскрашивалась или покрывалась золотой фольгой. Вместо этой широко распространенной в VIII веке техники стали применять технику лака.

Лаковая техника характерна именно для Дальнего Востока. Она состояла в наложении слоев лака: либо лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо сразу на деревянную основу (мокусин-кансицу).

В первом случае на полую грубую глиняную модель последовательно многократно накладывается ткань, каждый слой которой обрабатывается лаком до приобретения желаемой формы. Пластические детали прорабатывались смесью из порошка лака и опилок, использовали металлические каркасы. После высыхания глиняную форму разбивали и иногда внутрь вставляли деревянный каркас для придания устойчивости всему сооружению. Техника, которая используется для создания статуи из лака на деревянной основе, слегка отличается от техники с использованием глины: первоначальная деревянная модель покрывается несколькими слоями лака.

В обеих техниках часто использовались разноцветные лаки, иногда лак смешивался с порошком или с пигментом золота или серебра. К полым статуям в технике сухого лака относились с особым вниманием, так как они были тонкими и их легко было носить во время церемониальных процессий. Изящество, которого техника лака позволяла добиться, превратило лак в материал, по преимуществу использовавшийся для скульптурных портретов. Знаменитым (и к тому же самым древним из известных) является изображение священника Гандзина, который основал в 759 году храм Тосёдайдзи.Другим столь же знаменитым произведением является Асура в Кофукидзи, один из «Восьми охранников Шакьямуни» (Хатибусю ) - скульптор изобразил его с тремя лицами и шестью руками. Благодаря лаковой технике статуя передает мягкое выражение лица, которое скорее принадлежит ангелу-хранителю, чем воину. Маски театра гигаку передают в своей улыбке, напоминающей карикатуру, творческое вдохновение художников, которые над ними работали.

Наряду с этими очеловеченными и усовершенствованными статуями известны монументальные бронзовые изображения, слава о которых шла уже целое столетие. Мастерство техники сплава меди и олова, применявшейся японцами, развивалось быстро, если судить по огромному бронзовому Будде, воздвигнутому в Тодайдзи в 752 году. Статуя, достигавшая семнадцати метров в высоту, выплавлялась в несколько приемов по горизонтальным разрезам (игаракури ), затем эти фрагменты вставлялись один в другой, затем накладывалась позолота. Эта техника была использована исключительно для создания гигантских Будд, которых называли дзёроку («шестнадцать»), потому что они были высотой в шестнадцать футов, когда изображались во весь рост, и высотой в восемь футов, когда сидели, - идеальный рост, который соответствовал росту Шакьямуни. Статуи среднего размера отливались в технике a la tire perdue (рогата) по методу, обычно применявшемуся начиная с эпохи Асука.

Камень относительно мало использовался в Японии, поскольку природные ресурсы были скудными. Влияние монументальной китайской и корейской каменной скульптуры там очень ощущалось, но отразилось в использовании других материалов. Камень оставался на протяжении веков связан с садами, архитектурой пейзажей; он чаще воспринимался как самостоятельный предмет, чем как материал для скульптуры.

Мастера годов Тэмпё (729–749) создали грандиозное искусство, используя различные материалы. Искусство отражало идеи буддизма, который процветал в столице Японии. Монументальные пропорции, глубокие складки тяжелой ниспадающей драпировки, прилегающей к телу в манере, принятой на континенте, свидетельствуют о мастерстве японского пластического искусства.

Хакухо

Скульптура эпохи Нара была отмечена расцветом реализма, выразительной трактовкой образа, даже экспрессивностью: она демонстрировала зрелость искусства, сменяющего искусство Хакухо, которое отличалось стыдливостью и непременным идеализмом молодости. В искусстве периода Хакухо отразилось начало расцвета страны, начинающей понимать свою сущность. Япония тогда была открыта для континентальных веяний и благодаря посредничеству Китая приобщилась к эстетическим критериям индийского искусства эпохи Гуптов. Эта эстетика и после ослабления династии под давлением эфталитов(455) продолжала влиять на азиатское искусство: спокойные, с правильными чертами лица, пышная грудь, округлые бедра, высокий рост, длинные изящные ноги, тело, скрытое ниспадающими складками прилегающей одежды. Триада маленького переносного храма госпожи Татибана, матери императрицы Комё (701–760), сохранившаяся в Хорюдзи, сияет благородной строгой красотой. Ансамблю присуща гармония и полетность всех его линий. Этот маленький храм представляет собой, как и замечательный Тамамуси, в котором сохранились первые шедевры японской живописи, нечто вроде реликвария,помещенного на пьедестал и увенчанного крышей (суми-дза ). Вода источника (геометрические мотивы представляют колеблющуюся воду и водяные растения) орошает скрученные стебли трех лотосов, поддерживающих Будду Амиду и двух его бодхисаттв. Ореол окружает голову Амиды, а задний план украшен ангелами. Пластичные линии ансамбля придают ему живость, а сдержанная лучезарная улыбка характеризует архаические периоды всех цивилизаций.

Асука

Японская скульптура, которая на всем протяжении своего развития оставалась тесно связанной с религией, родилась вместе с буддизмом под покровительством замечательного регента Сёто-ку, в эпоху А сука. Как и религия, которая пришла в Японию из Китая и Кореи, японское искусство находилось под воздействием китайского и корейского искусства и его теории. Самой древней статуей, о которой история (или легенда) сохранила воспоминание, является гигантский Будда, творение Курацукурибэ-но Тасуна, предназначенный для Сакатадэры, храма, воздвигнутого в память об императоре Ёмэй (586–587), именно этот император оказался первым, кто официально обратился к буддизму. Автором древних японских скульптур, известных в настоящее время, считается талантливый скульптор Тори, сын Тасуна, который сам являлся потомком китайского иммигранта. Тори, действительно, был внуком Сиба Татито, который эмигрировал из китайского царства Южного Лян и прибыл в Японию в 522 году, чтобы проповедовать добродетели буддизма. Семейство Сиба Татито было известно также под именем Курацукурибэ, отец Тори сделал его знаменитым.

По распоряжению императрицы Суйко в 605 году Тори создал два гигантских изображения Будды - позолоченную бронзовую статую и вышивку, которые предоставили ему возможность подняться в иерархии до третьего придворного ранга. Единственное произведение Тори, которое дошло до нас, - назидательная «Триада Шакьямуни», хранящаяся в монастыре Хорюдзи в Нара. Широкий ланцетовидный нимб окружает Будду и его бодхисаттв, которые окружены нимбом из пламени. Надпись сзади уточняет, что произведение относится к 623 году и создано, чтобы способствовать возрождению в раю незадолго до того умершего принца Сётоку. Вознесенный на высоком деревянном троне, напоминающем пьедестал маленьких храмов или современных реликвариев, Шакьямуни восседает на своем пьедестале, драпированном объемными ниспадающими складками. Фронтальное положение персонажей, удлиненный овал лица, большие, широко открытые глаза миндалевидной формы, спокойная загадочная улыбка, длинные руки - все подчинено тому же канону, который отличает скульптуры знаменитых монастырей Юнгань или Лунмэнь в Китае периода Шести династий. Будда выполнен в технике a tire perdue, детали поверхности отполированы. Бодхисаттвы отливались отдельно. Произведения самого Тори были утрачены, но стиль, который он создал, сохранился в позднейших изваяниях, таких как Каннон Босацу храма Юмэдоно в Хорюдзи. Замечательная Кудара Каннон представляет несомненный контраст с искусством Тори. Если главные характеристики остаются теми же, которым подчинялась и «Триада», все равно чувствуется новый дух эпохи династии Суй. Вырезанная из камфарного дерева и покрытая золотой фольгой, Кудара Каннон, размещенная в Юмэдоно в 739 году, содержала, без сомнения, некоторые архаичныее черты. Однако удлиненные пропорции тела, легкий наклон фигуры вперед, женственная прелесть и изящество прически и одеяния придают этому произведению человеческое обаяние. Боги уже жили среди людей.

Эта статуя вырезана из цельного куска камфарного дерева, за исключением вазы, которую Будда держит в левой руке, и драгоценного браслета, который надет на правую руку. На ней сохранились следы позолоты, лака и разноцветной росписи. Диадема, как и пектораль и браслет, выполнена из позолоченной бронзы и похожа на корейские украшения из погребений эпохи Великих курганов (III–IV вв.), в которых сохранились прекрасные образцы. В статуе, удлиненных пропорций, замечательно передана пластика тела; верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, накрыта нежной волной драпирующегося одеяния. Кудара Каннон называется так потому, что, по легенде, она создана в Корее художником из Пэкче (Кудара по-японски), и свидетельствует об эволюции скульптуры по сравнению с сакральным стилем Тори. От нее веет духом китайской культуры эпохи Суй.

Эта нежность, озаренная светом, еще более открыто проявилась в статуях Майтрейи, сохранившихся в Тюгудзи в Хорюдзи или в Корюдзи в Киото. Статуи, вырезанные из одного деревянного блока, включая ореол, воспроизводят позу (Ханка сиюи или ханка си-и), которая под влиянием Кореи была тогда в большой моде: Майтрейя медитирует, восседая на троне, ноги скрещены, правая рука подпирает щеку. Под одеждой в стиле «мокрой драпировки» в индийской манере угадываются стилизованные формы тела. Майтрейя, чей образ увенчивается прической с двойным шиньоном или корейской шапочкой, излучает нежность, которая в последующие века станет отличительной чертой скорее живописи, чем скульптуры. В течение одного столетия Япония овладела всей наукой!

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играетискусство в .Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

В буддизме таким идеалом служит , причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

Танкография

Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

  • льняной,
  • хлопчатобумажной,
  • шёлковой.

Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.


После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

Архитектура

Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были . Они являются символом чистой природы ума и просветления.

Как правило, ступы имеют:

  • квадратное или круглое основание,
  • полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
  • шпилевидное навершие.

Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.


Ступа Боробудур

Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

  • центральные южные ворота
  • ступа
  • главный храм
  • помещение для проповедей
  • северные хозяйственные ворота

На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

  • золото
  • серебро,
  • красный и черный лак,
  • цветное стекло,
  • фарфор,
  • фольга,
  • перламутр,
  • драгоценные камни.


Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать .

Скульптура

Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

  • золото,
  • бронза,
  • раскрашенное дерево,
  • слоновая кость,
  • камень.

Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.


Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран.Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

Горловое пение монахов

Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.


В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

  • Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
  • Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
  • Янг-ке – протяжно, громко;
  • Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.

Игра на музыкальных инструментах

В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

  • во время богослужения,
  • при выполнении ритуалов,
  • в ходе религиозных процессий,
  • в мистериях Цам.

В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.


Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

  • тембром,
  • элементами конструкции и декора,
  • ритмом,
  • отдельными звуками.

Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

Садовое искусство

Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.


Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

Заключение

Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!

Ночью 25 мая, в полнолуние, буддисты отмечают Весак - праздник в честь рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды. Именно Будде люди возводили самые грандиозные памятники и монументы из камня, бронзы и золота. Мы расскажем, где их можно увидеть

1. Будда Весеннего Храма

Высота: 128 метров

Где: провинция Хэнань, Китай

33 тонны меди, 108 килограмм золота и 15 тысяч тонн специальной стали - именно столько материала потребовалась китайцам, чтобы выразить свое почтение буддистскому наследию и возвести самую большую статую на планете.

Монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как талибы уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане.

Высота величественной фигуры составляет 108 метров, подножие в форме цветка лотоса - 20, пьедестал - 25 метров. А если к этому добавить еще и высоту холма, недавно преобразованного в две большие каменные ступени, то получится, что вся конструкция поднимается к небу на 208 метров.

2. Лаукун Сектуар

Высота: 116 м

Где: провинция Сикайн, Мьянма

Лаукун Сектуар считается второй по величине скульптурой на планете. Более того, у ног исполина лежит самая большая в мире наклонная статуя Будды. Вся конструкция находится в глухом районе Мьянмы, поэтому о ней знают лишь немногие европейские путешественники.

Возведение монумента смело можно назвать стройкой века. Продолжалось оно 12 лет (с 1996 по 2008 год)! Во время строительства наклонного Будду использовали в качестве формы для отливки одежды его вертикальной копии. Позолоченные пластины рабочие поднимали и соединяли вручную, без помощи кранов.

Статуя, высотой 116 метров, изображает Будду Шакьямуни, и вместе с постаментом достигает почти 130 метров.

3. Ушику Дайбутсу

Высота: 100 метров

Где: Ушику, Япония

У Весеннего Будды из китайской провинции Хэнань есть близнец в Японии. Это Ушику Дайбутсу. Воплощение величественного божества возносится к небу на 120 метров (высота с постаментом), украшая собой парк в японском городе Ушику.

Статуя хоть на 16 метров и меньше своего брата в Китае, но также величественна и масштабна. Только представьте себе глаза размером в 2,5 метра, 10-тиметровое ухо и 18-тиметровые руку!

Руки японского Будда, как и китайского, обращены к собеседнику, правая поднята, а левая опущен вдоль тела. Это позиция мудры витарка, которая символизирует передачу учения дхармы. Иначе говоря, так Будда указывает всем путь просветления, освобождения от страданий и привязанностей.

4. Гуаньинь

Высота: 108 метров

Где: город Санья на острове Хайнань, Китай

Ее вы увидите еще из окна самолета, идущего на посадку в аэропорту Саньи. Она производит впечатление богини, ступающей по воде. Сложно оторвать взгляд от фигуры из белого камня и сияющего золотого нимба вокруг ее головы.

Это Гуаньинь, женское воплощение Будды, известное также как бодхисаттва Авалокитешвара. Богиня имеет три лица: на посетителей она смотрит, держа в руках книгу, второй лик изображен с четками, третий - с цветком лотоса. Таким образом,многоликая Гуаньинь представляет три аспекта Будды: прошлое, настоящее и будущее.

5. Великий Будда Таиланда

Высота: 92 м

Где: район Мианг провинция Ангтхонг, Таиланд

Встретиться с Великим Буддой также можно в Таиланде. В провинции Ангтхонг находится самая большая статуя в стране и девятая по высоте в мире. Сидящего в позе лотоса Будду строили 18 лет, все работы завершились пять лет назад. Статуя выполнена из цемента и расписана золотом. Она достигает 92 метра в высоту и 63 метра в ширину.

6. Гранд Будда

Высота: 88 метров

Где: город Уси, провинция Цзянсу, Китай

А это крупнейшая в мире статуя Будды из бронзы. Фигура застыла в той же позе, что и Весенний Будда в провинции Хенан и его японский собрат Ушику Дайбуцу. Высота статуи, которая возвышается на холме Линшань, составляет 88 метров.Весит гигант около 800 тонн.Чтобы подойти к Будде вплотную и коснуться его ступней, нужно прошагать 217 ступенек.

Гранд Будда соседствует с храмом Сянфу иозером Тайху, гдеочень любят отдыхать туристы. Недавно здесь же построили Брахма дворец и дворец в форме руки Будды.

7. Будда Майтрея

Высота: 71 метр

Где: провинция Сычуань, Китай

Будда Майтрея - еще один древний буддийский колосс. Статуя монаха, излучающего доброту и любовь, находится недалеко от города Лэшань и видна на несколько десятков километров вокруг. Местные жители называют его Да Фо, что дословно означает "Будда Горы".

Это невероятно, но 70-метровое изваяние действительно высеченов толще одной из скал горы Линъюньшань. Ширина плеч достигает 30 м, размер головы - почти 15 м, пальцы рук - 8 м, длина носа - 5,5 м. На протяжении 90 лет, начиная с 713 года, день за днем каменная порода постепенно принимало величественный образ Будды.

Его полузакрытые глаза смотрят на гору Эмэйшань, а стопы упираются в реку. На уровне головы Будды находится храмовый комплекс, парк и пагода высотой 38 метров. А справа от головы Будды находится скверик влюбленных. Пары цепляют здесь навесные замки, а ключи бросают в пропасть, чтобы никогда не разлучаться.

8. Будда Лантау

Высота: 34 м

Где: Лантау, Гонконг

Буддистский символ ясности мыслей и чистоты помыслов есть и в Гонконге. Это бронзовая статуя Будды, сидящего на лотосе. Особенность Большой Будда на острове Лантау в том, что он обращен не на юг, как все большие статуи Будд, а на север.

К Будде ведет лестница из 268 ступеней, но это не останавливает многочисленных туристов и паломников, которые приезжают в Гонконг, чтобы коснуться его ступней.

Буддизм на сегодняшний день - одна из самых многочисленных исповедуемых религий, которая, наряду с христианством и исламом, проповедуется большим количеством населения. начало свое получила от учений великого мудреца Будды. Наверное, оттого, что истоки ее настолько древние - это одно из самых таинственных и поэтому привлекающих внимание вероисповеданий. Даже те, кто не является буддистом, всегда обращают внимание на то, как прекрасны статуи Будды, которые находятся в самых различных местах нашей планеты.

Их огромное количество, и, несмотря на это, появляется еще больше. Почему? А вы когда-нибудь находились рядом с таким произведением искусства? От всегда веет умиротворенностью и покоем, появляется чувство защищенности и некоей внутренней радости. Его легкая улыбка проникает прямо в сердце и согревает душу. А ведь он на века один - ни одно архитектурное строение нигде не изображает его рядом с учеником или матерью, верной женой или детьми…. Но вот позы, встречающиеся в изображении статуи Будды, самые различные - сидящий в размышлениях, стоящий с поднятой вверх одной рукой, лежащий на правом боку с вытянутой левой рукой вдоль тела. В первом случае - это обычная поза мудреца, в которой чаще всего его видели все его ученики, вторая поза статуи Будды - это проповедование своего учения, а третья - изображение его земной смерти, избавления ото всех мучений и достижения высшего пика нирваны.

Самая большая статуя Будды находится в Бирме, где более 90% населения являются буддистами. Длина лежащего на боку мудреца достигает пятидесяти пяти метров, а высота - пятнадцати. Историки считают, что данный колосс был сотворен в 10 веке. В 1757 году городок, в котором находится статуя, был разрушен, и о статуе все забыли. Лишь спустя два с половиной века восстановилось паломничество верующих к святыне, которое продолжается и по сей день.

До настоящего времени самыми прекрасными считаются бамианские статуи Будды, которые, к великому сожалению, увидеть можно только на сохранившихся фотографиях. Статуи находились в Афганистане и в марте 2001 года были разрушены талибами в знак выражения протеста против всех мировых общественностей. Одна из статуй была в числе самых крупных изображений великого мудреца и достигала в высоту 54 м. По историческим данным, возраст этих статуй был очень древним - построены они были в 1 веке нашей эры. Само название произошло от названия местности - Бамиан, именно так в древности именовалось географическое местоположение нынешнего Афганистана. Еще во времена нашествия татаро-монгольского ига святыня была очень сильно повреждена, но, тем не менее, еще сохраняла всю величественность и узнаваемые черты, однако последующее потрясение она уже не пережила.

«Весенний Будда» - это не только самый большой монумент великого мудреца, но и самая большая в мире статуя. Колосс расположен в провинции Китая - Хенан. Это красивейшая статуя, расположенная на поле (25 метров) из лотосов, достигает 128 метров в высоту. Весь ансамбль выполнен из бронзы и великолепно смотрится в лучах восходящего или заходящего солнца, когда лучи скользят по бронзе, согревая не только статую, но и сердца всех верующих.

В России также находятся несколько статуй Будды, самая большая из которых - в Калмыкии. Высота ее составляет более 10 метров.