Дорога в румынии через перевал. Как не попасть на трансфэгэрашское шоссе

Трансфагараш — горное шоссе в Румынии, в Карпатских горах, оно проходит через массив Фагараш и соединяет румынские области Валахию и Трансильванию. Шоссе было построено в семидесятые годы по приказу Чаушеску, официально якобы для "развития туризма", но многие говорят, что дорога была построена для военных нужд — кондукэтор Николаэ опасался против своего режима действий, аналогичных вводу советских войск в Чехословакию в 1968 году и строил "пути отхода". Строительство трассы Трансфагараш потребовало немалых затрат — только одного динамита было потрачено порядка 6 миллионов килограммов, а при строительстве дороги погибло 40 человек...

Сегодня Трансфагараш считается самой красивой, но при этом и самой опасной дорогой Европы, этот горный серпантин входит в топ-10 самых опасных трасс в мире, что привлекает экстрималов — в 2009 году на этой дороге тестировали свои спорткары ведущие Top Gear, и Джереми Класксон назвал эту дорогу лучшей трассой для езды на спорткарах.

Разумеется, будучи в Румынии, я не мог не посетить Трансфагараш. Итак, поехали смотреть на самую красивую и опасную дорогу;)

02. Подъезжаем к трассе. Шоссе Трансфагараш начинается на окраине одного из румынских поселков, по правую сторону от дороги стоят трехэтажные многоквартирные домики, а начало трассы обозначает вот такой указатель:

03. Практически сразу после въезда на трассу начинаются Карпаты, а вокруг дороги появляются специфические знаки, информирующие о горных обвалах и опасностях падения автомобиля с обрыва.

04. Иногда трасса проходит буквально через горы через вот такие прорубленные тоннели. Наверное, именно эти участки прорубали направленными взрывами динамита.

05. На дороге нужно тщательно следить за скоростным режимом — если не вписаться в поворот, можно легко улететь в пропасть глубиной в сотни метров.

06. Трасса поднимается все выше и выше в горы весьма живописными отрезками — она то проходит тоннелями под горами, то огибает горные хребты бетонными путепроводами.

07. Горная порода.

08. Отбойники вдоль трассы.

09. Тоннель через горы — этот более длинный, чем арка на фото номер 4.

10. Внутри вот так. Потолок очень красивый, это необработанная горная порода.

11. Горное озеро в районе плотины Видрару. Таких озёр на Трансфагараш несколько, самое знаменитое из них — высокогорное озеро Быля.

12. На участках дороги с повышенным риском обрушения породы установлены вот такие железобетонные подпорки, препятствующие оседанию породы и оползням.

13. Стоки для горных рек:

14. Карпатские ели в тумане.

15. Горные реки. Попробовал воду — честно говоря, так себе, слегка горчит. Белорусская "Дарида" вкуснее:)

16. Небольшая ГЭС, обслуживающая нужды местных отелей и поселков.

17. Горный отель в карпатском стиле.

18. Поднимаемся выше в горы.

19. Тоннель, по крыше которого стекают горные ключи. Очень красиво, еще бы граффити-"теги" убрать — было бы вообще замечательно.

20. Вдоль трассы попадаются вот такие часовенки-каплички.

21. Отель с автономной электростанцией. Решение очень классное — не нужно тянуть в горы дорогие элетктролинии.

22. Горные водопады.

23. Туристы фоткаются у края обрывов, на фоне карпатских елей далеко внизу.

24. Некоторые селфи очень опасные — достаточно сделать один неверный шаг по скользким камням, чтобы улететь в глубокую пропасть...

25. Местные пейзажи. Воздух очень чистый и прозрачный.

26. Всё выше, и выше...

27. И выше.

28. Самые высокогорные участки Трансфагараш находятся на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Здесь уже нет деревьев, вокруг голые скалы, местами покрытые мхом.

29. Заброшенный горный кемпинг:

30. Поднимаемся на самую высокую гору. Внизу видны ЛЭП, уходящие далеко за горизонт.

31. А на вершине — какие-то полузаброшенные домики.

32. И остатки старых фуникулёров времён Чаушеску.

33. Вид с горной вершины. Очень красиво!

34. Спускаемся с гор в долины Трансильвании. дорога Трансфагараш закончилась)

Ну, как вам трасса? Прокатились бы по такой?


Надо сказать, мы не являемся почитателями спорткаров и той индустрии, которая с ними связана, но, когда мы прослышали про «самую красивую дорогу в мире» по мнению парней из Top Gear, мы не смогли, проезжая мимо, проехать мимо. Находится эта дорога в Румынии и называется Трансфэгэрешское шоссе.

Протяженность дороги примерно 160 километров, если «прикинуть» от поворота на нее в окрестностях города Сибиу до конечной точки — города Питешти. Мы проехали по ней всего километров 50, потом надо было возвращаться, потому что у нас (как всегда) стало заканчиваться топливо. Что поделать, это наша такая характерная черта, с умственными способностями не связанная, скорее, с духом авантюризма)


2.

Дорога была построена в начале 70-ых годов по приказу Николае Чаушеску. Строили ее военные в качестве «секретного объекта», если вдруг понадобиться быстро уехать из Бухареста в горы и занять там оборону. Или сам Чаушеску готовил себе «пути к отступлению». Но, как показывает история, это ему не помогло. Зато денег было потрачено столько, что даже сложно себе представить.


3.

Сейчас эта дорога стала объектом туристическим и для того, чтобы просто попасть в Бухарест ею не пользуются — для этого есть хорошие транзитные трассы. На Трансфэгэреше можно увидеть тех, для кого интерес представляет именно сама дорога и те виды, которые открываются с самых высоких ее точек.


4.

Мы оказались на этой дороге в субботу и узнали, что для местных приехать сюда в выходные на пикник то же самое, что для нас поехать на дачу. Трафик был оголтелый! Ближе к обеду добавились бегуны, велосипедисты и автобусы с туристическими группами. На каждой смотровой площадке уже что-то жарили, распивали и, к сожалению, разбрасывали. Да, обочина дороги очень замусорена! Первая мысль, которая возникла, глядя на все это «безобразие» - надо брать деньги за въезд. Это же туристическая дорога и плата будет выглядеть вполне логично. Зато за эти деньги можно нанять какую-то службу, которая бы следила за чистотой.


5.


6.

На горной трассе есть несколько широких плато, на которых по выходным раскладываются «коробейники». Чего здесь только не продают!


7.


8.


9.


10.

Именно здесь мы открыли для себя одну сладкую «штуку»: если попробовать прочитать ее название на этикетке и потом вольно перевести это на русский, то получится «крученый калач». Делается он просто, но вкусноты получается необыкновенной.

11.

Сначала на деревянный валик наматывается полоска теста.


12.

Потом это тесто поджаривается на «мангале». Надо постоянно крутить, чтобы не пригорело.


13.


14.

А потом «калач» посыпают сахаром с разными вкусными добавками (например, с корицей) и упаковывают, пока еще горячий.


15.


16.

Есть его надо так - кладешь в рот «хвостик» и жуешь, постепенно разматывая. Поэтому и брать его надо «с пылу — с жару», потому что, когда «калач» остывает, то он не разматывается, а ломается. Хотя, все равно остается вкусным!

17.

На одной из таких больших стоянок мы увидели фуникулер, который, правда, не работал. Хотя, может, он работает только зимой, в то время, когда сама дорога полностью скрывается под снегом. Поэтому и открыта она для автомобилистов только 3 месяца в году — с июля по октябрь.


18.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.

Трансфагарашское шоссе в Румынии считается достопримечательностью страны, она проходит через горный массив Фагараш. Если говорить про такую страну, как Румыния, то дорога в горах Трансфагараш и Замок Дракулы являются самыми известными туристическими пунктами на карте страны.

Трансфагарашское шоссе - самая красивая дорога Румынии, а в некоторых источниках ее называют одной из самых красивых горных дорог мира. Шоссе Трансфагараш называют еще и одним из самых опасных горных шоссе. Но мое мнение такое - если не нарушать правила и не превышать скорость, то опасного на дороге Транфагараш в Румынии нет ничего. Допускаю, что любители погонять здесь встречаются. Популяризации дороги здорово помогла программа «Top Gear», ведущие круто покатались по ней на спортивных машинах. Про Трансфагарашское шоссе Топгир в 2009 году специальный выпуск сняли.

Горная извилистая дорога проходит по румынским Карпатам и соединяет две исторические области Румынии – Трансильванию и Валахию. Длина шоссе – около 100 километров.

Трансфагарашское шоссе на карте

Само Трансфагарашское шоссе, его расположение в горах и непохожесть на современные европейские горные дороги привлекают сюда туристов со всей Европы. Каких только номеров и машин, от самых бюджетных до дорогих спортивных, мы здесь не встретили!

На Трансфагараш нас ждал крутой серпантин, отвесные скалы, горы и водопады. Местами на дороге нет никаких отбойников, местами можно встретить отвалившиеся от скал камни. Далеко не везде были ограничители или сетки от камнепада. Вероятность падения куска камня на дорогу или на крышу машины никто не исключает.

Заехали на шоссе мы с севера, со стороны Брашова, от городка Фагараш. Красивые виды появились практически сразу. Мне показалось, что дорога с северной стороны шоссе более живописная, чем с южной. Площадок для остановок по пути следования не так много. Есть такие, на которых все свободное пространство занято другими желающими снимать Трансфагараш, фото живописные получаются:

Самая высокая точка находится на высоте 2014 метра. Здесь же на высоте более 2000 метров находится озеро Быля. Это чистейшее горное озеро с холодной прозрачной водой. Окружающий ландшафт завораживает. Мне показалось, что озеро Быля - это самое красивое место на Трансфагараше, после дороги, конечно:

Металлический купол вверху – это смотровая площадка, но, она не работает.

Вокруг озера – тусовка, точнее – остановка, ее делают практически все, кто двигается по шоссе с обеих сторон. На площадках у озера продают сувениры, домашний сыр, керамику, камни.

Отсюда берут начало пешеходные туристические тропы к вершинам гор. Есть возможность остановиться здесь на ночь. Есть и ресторан, о нем позднее.

Я так понял, что это отель около озера...

Мы остановились здесь, чтобы полюбоваться видами и сделать красивые фото. Место для машины нашли с трудом, туристов было очень много. На небольшом холме задумана смотровая площадка, но она не работает, поэтому просто взбираемся на холм и там щелкаем камерами. Там же некоторые туристы сидят на траве или на раскладных стульчиках и просто смотрят на горы перед собой. Но уединения тут не получится, постоянно кто-то крутится рядом. Насмотрелись, нафотографировали, подошли к озеру с чистой холодной водой, обошли его пару раз.

Когда готовился к поездке, много читал и смотрел про Трансфагарашское шоссе, фото не передают той красоты и чистоты горного воздуха. Но все равно крутые получились:

HELL – именно это короткое слово какой-то шутник написал при въезде на одну из самых красивых дорог в мире. Я увидел эту надпись боковым зрением и она тут же исчезла под колесами автомобиля. Пока я думал, что неплохо было бы сфотографировать ее для блога или отчета о поездке, впереди показался знакомый по фотографиям и передаче Top Gear крутой серпантин. Моя маленькая мечта начала сбываться. Это был Трансфагараш, вторая по высоте горная дорога, которая по разным оценкам входит в десятку самых опасных дорог в мире. Дорога через Трансильванию проложенная по карпатским хребтам под командованием Чаушеску в 70-х годах всего за неполных 4 года. Говорят, в военных целях, но я не представляю как можно быстро пройти военной технике эти 100 километров узкого серпантина. Скорее имелось ввиду развитие слабенького в то время туристического потенциала Румынии.

Забегая вперед честно скажу, что если соблюдать скоростной режим и не выезжать на встречную, ничего страшного случиться в принципе не может. Если конечно вы едете по Трансфагарашу в летнее время и если на встречку не выскочит какой-нибудь горячий парень на спортивном Астон Мартине. Парочку спорткаров я там увидел, трасса необычайно популярна у любителей экстремальной езды. В общем слово «Нell» кто-то написал скорее всего под воздействием нахлынувших эмоций.

1.

2.

Трансфагараш – один из самых красивых горных серпантинов в мире, с легкой руки неповторимого Джереми Кларксона (Top Gear)названа лучшей дорогой для спортивных автомобилей. Проехать по ней было моей крохотной мечтой уже несколько лет. Хотя мечтой, наверное, должно быть что-то большое, великое и пафосное, или хотя бы что-то очень далекое. Поэтому, назовем поездку по этой дороге - мечтой-карликом, которая осуществилась этим летом. Шоссе Трансфагараш открыто только два месяца в году – июль-август и я спланировал наше летнее автомобильное путешествие по Балканам и Греции как раз исходя из этого. Румыния вообще оказалась очень самодостаточной страной для путешествий и я в ближайшее время собираюсь туда еще разок, протестить местные горнолыжные трассы.

3.

4.

5.

6.

7.

Немного информации. Дорога начинается, если ехать со стороны Брашова, с пересечения автодороги Брашов-Сибиу в районе городка Фагараш и заканчивается условно в местечке Куртя-де Арджеш. Длина примерно 100 километров. Самая красивая часть как раз находится между городом Фагарашом и перевалом. Именно там дорога почти полностью состоит из серпанинов со слепыми поворотами. Средняя скорость примерно 40 км. в час, т.е проехать всю дорогу без остановок можно примерно за 2-3 часа. Но без остановок проехать ее невозможно, ну разве что заставлять себя огромным усилием воли не смотреть на окрестные красоты. Погода менялась радикально: до перевала туман и облачность (см. фото), по другую сторону ясно и солнечно (см.фото).

Мало того, что дорога красива сама по себе, так еще и обалдеть какие живописные окрестности. Бесконечный серпантин до самого перевала прерывался сползающими с гор потоками воды – которые больше похожи не на водопады а на плач горных склонов. К этому добавлю свои просто кайфовые ощущения от вождения. Жаль, что у меня нет спортивного Астон Мартина, как у ведущего Top Gear.

8.

9.

10.

Румынские Карпаты совсем не похожи на наши родные украинские горы. Они повыше, местами напоминают Альпы или Пиренеи.

11.

12.

На перевале мой альтиметр в часах показывает чуть более 2000 метров. Отсюда открываются потрясающе красивые виды, частично скрытые туманом и облаками. С перевала уходит большинство пешеходных маршрутов на окрестные вершины, жаль у нас всего один день для всей этой красоты. Есть несколько гостиниц, но мы ночевали в долине накануне, неподалеку от городка Фагараш, кстати очень красивого, я подумывал даже остаться там на денек, но решил не менять планов.

13.

14.

После перевала дорога не такая веселая, серпантин немного распрямился, зато водопады стали больше похожи на настоящие водопады, а не на слезы. Обычно летом (видел в других отчетах) воды совсем нет, а здесь просто Ниагара какая-то… Даже залезть на камень и сфотографироваться не грех… (одна из нескольких фоток со мной за всю поездку).

15.

16.

17.

18. Я здесь для понимания масштаба... :)

Кое какие опасности на этой дороге все же присутствуют. Главная - падающие камни, некоторые величиной напоминают херсонский арбуз, весят правда намного больше. Один из таких метеоритом пролетел сзади моей машины при прохождении поворота. Если бы я ехал немного медленнее или появился бы там раньше на пару секунд - получил бы в лучшем случае дыру в крыше или лобовом стекле. Пришлось остановиться чтобы запечатлеть это НЛО и убрать его с дороги.

19.

Кроме водопадов и живописностей следующая аттракция – живописное водохранилище, образованное дамбой Бараджул Видрару. Сооружение грандиозное, румыны здесь много чего наворочали – сколько бетона, чтобы перекрыть водяной поток, не забыли и про туристов – возле дамбы смотровая площадка - бесплатная.

20.

21.

22.

Водохранилище похоже больше на альпийское озеро со скалистыми берегами, пляжами и местами отдыха. По-моему, оно стало любимым местом отдыха местных жителей. Может поэтому, а может все-таки виной всему менталитет – но вокруг очень много мусора. Надеюсь, что его все таки убирают. Аналогичные места в Австрии или Словении и даже у нас в Карпатах на порядок чище.

23.

24.

Кстати, на всем протяжении шоссе Трансфагараш стоят палатки. Здесь, в отличие от заорганизованной западной Европы, кемпингов практически нет и денег за стоянку с палаткой никто не берет. Отсюда, наверное, и мусор на обочинах, в котором копаются такие вот симпатичные ослики.

25.

26.

Общее впечатление – трасса далеко не адская, хотя действительно крутая и живописная. Румыния приятно удивила, и не только Трансфагарашом.

Полный отчет об автопутешествии по Румынии на моем сайте:

Трансфагараш - самый красивый горный серпантин в Европе. И одна из самых опасных дорог в мире. Это шоссе в Карпатах соединяет Валахию и Трансильванию. Извилистая трасса длиной около ста километров проходит насквозь через всю горную гряду. Описывать виды, которые вокруг открываются, просто глупо. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Высокогорные озера и водопады, невероятный серпантин, грозные скалы и розовые горы, одна из крупнейших в мире плотин - здесь есть на что посмотреть. Лично для меня Трансфагараш стал главным открытием этого года. Путешествий было не мало, но это место оставило самые яркие впечатления. Фото, впечатления и полезная информация - в моем репортаже.

Дорога идет через горный массив Фэгэраш. Максимальная высота, на которой проходит шоссе, 2034 метра. Это всего на тридцать метров ниже Говерлы. Горы вокруг - раза в полтора выше украинских.

// dcfc-lad.livejournal.com


Для начала, по традиции, история в двух абзацах. Трассу из Валахии в Трансильванию решил построить легендарный румынский диктатор Николай Чаушеску. Трансфагараш строили солдаты четыре года, с 1970 по 1974. Трассу планировали использовать в военных целях. Якобы Чаушеску испугался вторжения в Чеховловакию в 1968 и решил обзавестись обходными путями. Типа дорога нужна была для переброски войск через Карпаты. Мне кажется странным такое предназначение этой дороги. Даже не могу представить себе танки на узком серпантине. В версию о том, что Трансфагараш построили для развития туристической привлекательности Румынии, я верю больше.

// dcfc-lad.livejournal.com


// dcfc-lad.livejournal.com


Если присмотреться, то можно увидеть дорогу и небольшой туннель. Никаких отбойников нет. Сразу за крайней полосой - обрыв.

// dcfc-lad.livejournal.com


Белая полоса - водопад Быля. Скоро мы к нему подъедем.

// dcfc-lad.livejournal.com


Чтобы проложить дорогу пришлось взорвать часть окрестных гор. Википедия говорит, что на это ушло шесть тысяч тонн динамита. Без жертв не обошлось, за время строительства трассы погибло почти 40 человек.

// dcfc-lad.livejournal.com


// dcfc-lad.livejournal.com


// dcfc-lad.livejournal.com


Виды вокруг шикарные, но остановиться и насладиться ими можно далеко не везде. Дорога узкая, обочина, на которой можно припарковаться, встречается редко.

// dcfc-lad.livejournal.com


// dcfc-lad.livejournal.com


Наверх можно подняться не только по трассе, но и на канатной дороге. Не для слабонервных)

// dcfc-lad.livejournal.com


Трансфагараш входит в десятку самых опасных дорог в мире. Трасса открыта всего два месяца в году - в июле и августе. В другое время проезд заграждают бетонными блоками, можно разве что на мотоцикле протиснуться - на свой страх и риск.

// dcfc-lad.livejournal.com


// dcfc-lad.livejournal.com


Трансфагараш считается красивейшей дорогой Европы и одним из самых живописных в мире. Всего сто километров - от северных до южных склонов Карпат.

// dcfc-lad.livejournal.com


15.

На шоссе особо не разгонишься. Быстрее 50 км/ч ехать не получится. Реально весь путь с учетом остановок занимает часа четыре.