Монголия - путешествие в дружественную страну. Пересечение границы монголии

Буквально в конце прошлой недели, я вернулся с самого большого в своей жизни автомобильного путешествия — почти 10 тысяч километров по территориям двух стран — России и Монголии. По три тысячи километров получилось в сторону государственной границы и обратно до Хабаровска и четыре тысячи километров по территории Монголии. Маршрут, по новой для меня стране, выглядел так:

Как видно из карты, на которой я проложил пройденный маршрут — целью этого путешествия было — проехать до пустыми Гоби и посетить самые интересные места, которые есть в Монголии.

В продолжении — есть ускоренная видеозапись с регистратора автомобиля, а также мои впечатления о поездке, конечно в очень сжатом формате. В дальнейшем будет много заметок с фотографиями и видео, где я подробнее расскажу и о стране и о местах в которых удалось побывать.

Если у кого-то возникли вопросы по поездке — задавайте в комментариях, с удовольствием отвечу.

Поездка заняла 16 дней (первая половина июня 2015 года), 2-3 дня в каждую сторону ушло на дорогу по России от Хабаровска до приграничного населенного пункта Кяхта и непосредственно по Монголии было 11 дней постоянных переездов.

Всё, что увидел автомобиль можно посмотреть и вам на видео, которое составлено из записей автомобильного регистратора. Здесь всё от монгольской таможни до неё же на обратном пути. Понятно, что в нем нет стоянок и других моментов, когда автомобиль не работал. Также в этом видео почти нет города Улан-Батора — там я передвигался на такси или просто пешком. В общем, 11 дней путешествия всё-равно уложились в этот 26 минутный ролик, который я сопроводил современными монгольскими песнями, чтобы вам было веселее смотреть.

Теперь несколько слов о Монголии .

Посетить страну было очень интересно. Монголия — добрая и простая во всем. Отношение к туристам, особенно с России, очень дружелюбное и приветливое. Не кто не отказывается в чем-то помочь, пообщаться и т.п.

Водить машину , даже в столице, не представляет ничего сложного — правила и знаки похоже на наши, местные жители почти их соблюдают. Местные ДПС (их очень мало и только в центре — возле столицы) нормально относятся к водителям. Установлено много камер по городам и поселкам, но смысла в них я не усмотрел.

Дороги здесь совершенно разные. Есть и абсолютно новый асфальт, причем очень хорошего качества. Ехать по нему — одно удовольствие! Но, есть и совершенно бездорожные места или места с огромным количеством дорог (сделанные порой проездом одного автомобиля). Все дороги проходят по горам, поэтому порой на тех дорогах, где нет покрытия, состояние оставляет желать лучшего. Поэтому, если хотите забраться куда-то, то надо ехать на внедорожнике, а если прокатится по городкам и основным достопримечательностям, то можно ехать и на обычной легковой машине.

Природа в Монголии очень красивая, хотя и пустынная. Если ехать с Севера на Юг, то очень заметно, как растительности становится всё меньше и меньше. И в результате, в самой пустыне — песок и скалистые горы. Гор вообще, безумно много. причем от самых небольших, до огромных — с постоянными снегами. Очень много жизни вокруг водоемов, даже самый маленький ручеёк может дать жизнь оазису по среди пустой степи. Встретились разные животные — верблюды, суслики, мыши, зайцы и т.п. А ещё — много птиц.

Удалось увидеть самые разные формы жизни монголов — от юрт до самых современных комфортабельных домов. За время поездки удалось посетить : Алтанбулаг, Сухэ-Батор, Дархан, Улан-Батор, Тэрэлж, Зуунмод, Дэлцерцоргт, Мандалгоби, Цогт-Овоо, Далангадзад, Хурмэн, Баяндалай, Сайхан, Арвайхээр, Хархорин, Цэцэрлэг, Тариат, оз. Тэрхийн Цагаан Нур, вулкан Хорго, Баян-Хонгор, Баян-Овоо, Жаргалант, Мурэн, Хатгал, оз. Хубсугул (Хевсгел Нуур), Хутаг-Ендер, Сэлэнга, Булган, Эрденет, Барунбурэн. В некоторых населенных пунктах ночевали в гостиницах, в некоторых — в юртах. В тех городках и поселках, где останавливался — удалось сделать фотографии, и обязательно будут отдельные заметки. Также несколько заметок будет и про столицу Монголии — город Улан-Батор. Это очень интересный и строящийся город.

Языковой барьер — очень серьезный. Причем, что интересно, буквы почти все из кириллицы, но понять что-то совершенно не возможно. Поэтому сморишь на названия и полный ступор. Общаться с местными жителями — тоже затруднительно. Но, что интересно — некоторые говорят по-русски, некоторые — по английски. И если с русским языком всё более-менее хорошо, то английский у них очень не понятный, да и сами они на нем понимают слабо. Иногда встречаются очень образованные люди в плане языка. Например, в музее встретился молодой парень, который просто отлично говорил на русском и на английском. Некоторая молодежь в Улан-Баторе успела поучится в России или в Белоруссии, и тоже просто отлично говорит по-русски.

Товары в Монголии очень скудны своим выбором, особенно во всяких небольших городах и поселках. Продукты в основном из России и стран бывшего соцлагеря, а промышленные товары — из Китая. Есть немного своей продукции из молока, мяса и водка, которую тоже делают из местных продуктов. Да, и местное пиво там тоже хорошее, особенно — темное. Цены на продукты, примерно как в России. А вот, бензин , который завозится в Монголию из нашей страны — очень дорогой. За литр 92-го здесь пришлось платить от 50 до 60 рублей. Почти все заправки принимают платежные карты Visa . В магазинах и гостиницах тоже можно иногда ими рассчитываться, но уже далеко не везде.

Мобильная связь есть везде, где есть населенные пункты. А вот мобильный Интернет — это уже редкость. Впрочем и тот интернет, которым пользовался в гостинице через Wi-Fi тоже оставляет желать лучшего по-скорости. Порой мне даже замерить его не удавалось. Опять же — в столице и, например, городе Дархан — все с доступом в сеть отлично.

Таможня , как российская, так и монгольская проходится нормально, без особых проблем, хотя есть некоторые особенности и тонкости. В частности, на нашей стороне, российским гражданам можно заехать без очереди (потому что очень мало наших машин туда едет), а вот на монгольской стороне, что бы мне проехать и не ждать очередь попросили тысячу долларов, но я конечно отказался. Досмотр на монгольской стороне — поверхностный, я даже не доставал вещи с машины. А вот на нашей — по-разному. Могут и попросить сумки открыть, а могут и только в салон заглянуть. Естественно, проверяют документы на машину, сверяют номера на выезде и пробивают по разным базам. Еще такой момент на обратном пути был — очень много монголов едет сейчас в Россию за бензином (вывезти из России можно бак машины и 10 литров в канистре), продуктами и т.п. И поэтому таможня просто не справляется с потоком, хоть и работает в круглосуточном режиме. Пришлось стоять на границе восемь часов.

Вроде как основное рассказал, если есть вопросы — спрашивайте. А я буду готовить новые заметки с этого путешествия.

Да, и ещё — фотографии с поездки я сейчас начал выкладывать в , так, что кому интересно — можете следить за фотопутешествием там.

Обновление от 18.11.2015 года

18 ноября 2015 года во многих информагентствах прошла новость, о том что с 1 января 2016 года Монголия в одностороннем порядке вновь вводит визовый режим для жителей России. Это якобы связано с повышенной террористической активностью в мире, а также, что в 2016 году Монголия готовится принять 20 юбилейный саммит АСЕМ (международной организации, объединяющей страны Восточной Азии и Европы), который пройдет в последнюю неделю июля в Улан-Баторе.

Хотим отметить что это очередная газетная «утка», никаких официальных заявлений по поводу ввода виз не было. Напротив, Россия и Монголия тесно развивают сотрудничество в туристической и экономической сфере и визы никто вводить обратно не собирается. Причем первоисточник этой «утки» портал asiarussia.ru удалил данную статью в течении нескольких часов после публикации, но крупные и солидные новостные порталы успели подхватит эту новость, что привело к неразберихе и легкой панике во многих туристических фирмах, работающих в данном направлении.

14 ноября 2014 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии, подписанное 3 сентября 2014 года во время визита Президента России В.В.Путина в Монголию.

В соответствии с Соглашением граждане Российской Федерации и граждане Монголии, являющиеся владельцами дипломатических, служебных, заграничных паспортов, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства БЕЗ ВИЗ до 30 дней. При этом суммарный срок пребывания не должен превышать 90 дней в течение периода в 180 дней, начиная с даты первого въезда.

Граждане одного государства, намеревающиеся пребывать, либо проживать на территории другого государства более 30 дней, либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством государства въезда.

Таким образом, для посещения Монголии теперь требуется только заграничный паспорт, документы на машину, если управляете автомобилем по доверенности - нужна нотариально заверенная.

Со стороны Республики Алтай действует только один пограничный переход - многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Ташанта» со стороны России и КПП Цаган-Нур со стороны Монголии. Все иные переходы на территорию Монголии или обратно являются незаконными, и преследуются уголовной ответственностью!

Время работы МАПП «Ташанта»: в летнее время с 9:00 до 18:00, в зимнее время с 9:00 до 17:00, технологический перерыв с 13:00 до 14:00. Без выходных.

Для граждан третьих стран также возможен переход на МАПП Ташанта - Цаган-Нур, однако для иностранцев порядок прохождения и перечень документов будет иной. Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их, как граждан третьих стран, через границу без виз не пропустят.

Готовьтесь стоять в очереди на границе, это неизбежно. Если Монгольскую границу проходишь быстро, то на Российской проверяют с особой тщательностью, не вздумайте брать с собой всякие запрещенные предметы. Повышенная бдительность русских пограничников объясняется огромным количеством монгольских челноков, ввозящих всякое китайское барахло в Россию.

Для въезда на территорию Монголии на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется. Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

МАПП Ташанта - Цаган-Нур расположен в высокогорной местности. Между российским и монгольским КПП (нейтральная зона) более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. По правилам, в нейтральной зоне запрещено останавливаться, ее нужно как можно быстрее пересечь, тем более там нельзя оставаться на ночевку. Поэтому возможен такой случай, что вы пересечете российскую КПП, но к 18:00 не успеете пересечь Монгольскую, поэтому вам придется возвращаться обратно на российскую КПП и на следующее утро опять проходить все заново.

При пересечении границы взимаются местные сборы. Российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

Пользование автомобильными рациями (27 МГц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. Для декларирования на российской таможне рекомендуется иметь сертифицированные в России приборы и указать в декларации их заводские номера, что облегчит их ввоз обратно. Например, GPS, которая, согласно действующим инструкциям, запрещена к ввозу в Россию.

Разрешен ввоз в Монголию охотничьего оружия при наличии международной лицензии и соблюдении правил ввоза охотничьего оружия. На границе охотника должен встречать представитель принимающей монгольской стороны с разрешением от монгольской полиции, которой владелец заранее сообщает серийный номер ствола и название оружия.

Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне. Но провести металлоискатели без разрешения на археологические раскопки нельзя.

Каких либо ограничений для временного ввоза спортивного и экспедиционного снаряжения (парапланов, разборных летательных, спортивных аппаратов, снаряжения для подводного плавания, байдарок, горных велосипедов и т.д.) нет, это снаряжение можно ввозить в Монголию, декларируя его на таможне при въезде в страну. Принято дополнение к таможенному кодексу, которое предусматривает освобождение от пошлины товаров и оборудования, ввозимого в Монголию для туризма.

Запрещён ввоз наркотических, взрывчатых и отравляющих веществ, не консервированных мясопродуктов. Ограничения на ввоз и вывоз валюты отсутствуют.

Рыболовы, посещающие озеро Хубсугул, часто не знают, что установлен запрет на ввоз на территорию России рыбы и мяса из Монголии, и пытаются провезти с собой выловленную рыбу, которую на границе естественно конфискуют.

После отмены виз, поток туристов в Монголию удвоился, и поэтому сейчас идет обсуждение о реконструкции МАПП «Ташанта» и перевода ее в круглосуточный режим работы.

Приятного вам путешествия!

Поездка в Монголию раньше также не требовала больших хлопот, а сейчас всё стало ещё проще. В 2019 году для жителей России не нужна виза в Монголию, если вы хотите провести в стране не больше 30 дней. Наши советы помогут вам сориентироваться и подготовить все необходимые документы для въезда в страну и на более длительный срок. Данные правила являются актуальными в 2019 году.

Для подачи документов на визу необязательно личное обращение в консульство, сделать это можно и по электронной почте. Для этого нужно будет отправить все необходимые копии документов и анкет по email-адресу, а сами документы – по почте или курьерской доставкой.

Оформление визы

Вам понадобятся следующие документы:

  • заполненная анкета на получение визы;
  • загранпаспорт (оригинал) и копия страницы с фотографией;
  • одна фотография (3х4 или 3.5х4.5 см);
  • документы, подтверждающие, что вы занимаетесь какой-либо деятельностью, к которой вернётесь после поездки:
  • письмо с вашей работы или учёбы о предоставлении отпуска;
  • лицензию бизнеса и налоговую декларацию, если вы ИП;
  • документы из пенсионного фонда, если вы пенсионер.
  • приглашение;
  • документ об оплате визового сбора.

Стоимость и сроки оформления

Визовый сбор оплачивается в долларах и составляет 50$. Рассмотрение заявления осуществляется в течение 5 дней. Если вам нужно получить визу быстрее, вы можете заказать срочное рассмотрение, и тогда визовый сбор будет стоить примерно в два раза дороже.

Заполнение анкеты

образец заполнения анкеты для получения долгосрочной монгольской визы

Анкету нужно заполнить на русском, монгольском или английском языках. Заполняйте внимательно и разборчиво, чёрной ручкой либо сразу в электронном формате. Ошибок быть не должно.

Приглашение зависит от того, с какой целью вы едете в Монголию.

Туристическая поездка на длительный срок

Если вы едете как турист, то приглашение должно быть оформлено монгольским туристическим агентством и подтверждено МИД Монголии. Даже если вы оформляете документы самостоятельно, без помощи российских турагентств, вам всё равно придётся обратиться в консульство Монголии.

Деловая поездка

Если поездка связана с работой, вам необходимо предоставить приглашение от принимающей компании в Монголии. Это приглашение должно быть заверено и подписано по всем правилам, и там необходимо указать причину и срок поездки.

Учёба

Если вы едете в Монголию учиться, то вам понадобится письмо-допуск от учебного заведения, подтверждающее ваш статус студента и срок обучения.

Транзитная виза

Вам нужно будет представить документы, подтверждающие маршрут (копии билетов) и сроки поездки. Также нужна копия визы в страну назначения.

Несовершеннолетним

Если вы едете с ребёнком, то для него условия будут те же самые: наличие загранпаспорта, если пребывание в стране не превысит месяца, и оформление визы на более долгий срок. Если ребёнку нет 16 лет, его можно вписать в визу родителей. должны заниматься родители или опекуны. При поездке с одним из родителей вам нужно письменное и заверенное согласие второго.

Другие типы виз

Помимо вышеперечисленных, существуют ещё такие типы виз:

  • въездные, выездные и въездные-выездные визы;
  • 2-кратные;
  • мультивизы (на срок пребывания до одного года);
  • 2-кратные транзитные или транзитные мультивизы.

Пересечение границы

Попасть в Монголию из России можно разными способами.

  1. На самолёте. Из Москвы до Улан-Батора вы долетите примерно за 6 часов, рейсы осуществляются практически каждый день. Также летают самолёты из Иркутска и нерегулярно из некоторых других городов. Можно лететь и транзитом через другие страны.
  2. На поезде. Из Москвы поезда в Монголию идут два раза в неделю (время в дороге около 4 суток), из Иркутска – каждый день (около 36 часов).
  3. На автомобиле.
  4. На автобусе (из Улан-Удэ, Кызыла).

безвизового режима другие документы не нужны.

По территории страны передвигаться в автомобиле можно без всяких проблем, исключением считаются только приграничные зоны (30 км от границ) – для нахождения в этих зонах вам потребуются специальные разрешения, в других случаях с вас возьмут оплату за въезд на некоторые приграничные территории.

Также вы сможете взять автомобиль в аренду в Улан-Баторе. Но по закону вам придётся вместе с машиной «арендовать» местного водителя – сами вы за руль такой машины сесть не сможете. Лучше всего брать автомобиль на сутки.

На границе Монголии и России действуют 29 КПП. Среди них есть международные, двусторонние, сезонные и транзитные.

Прохождение границы для россиян не влечёт никаких проблем при наличии нужных документов. По времени это занимает от 4 часов до целого дня, в зависимости от того, какая в этот момент на границе очередь. Имейте в виду, что вам придётся заплатить таможенные сборы как на российской, так и на монгольской стороне.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    КПП круглосуточный!

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    С 2010 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Однако до настоящего времени вопрос так и не решен.

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

КПП Цаган-Догород – Арц-Суры
КПП Шара-Сур – Тэс
КПП Верхний Ульхун – Ульхун
ВЪЕЗД В МОНГОЛИЮ НА ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ

    Для въезда на территорию Монголию на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется.

    Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

    Каких-либо запретов при передвижении на автомобиле по территории Монголии нет. Единственное ограничение, с которым могут столкнуться автомобилисты, - это нахождение в пограничной зоне и на территории особо охраняемых природных зон. Передвижение в пограничной зоне с Китаем требует специального разрешения. Пограничной зоной считается 30-ти км полоса земли вдоль государственной границы Монголии. Например, для посещения пещер на плато Дарьганга необходимо иметь согласование с пограничниками, так как вход в пещеры находится в пограничной зоне. На территориях заповедников, национальных парков введен платный режим за пребывание туристов и въезд автомашин. Он законодательно установлен в 1000 тугриков с машины, и 3000 тугриков с каждого человека за срок до недели пребывания на особо охраняемых территориях.

    На дорогах при пересечении административных границ аймаков взимаются местные дорожные сборы, чаще всего 1000 тугриков (для легковой машины), для микроавтобуса уже дороже. В некоторых аймаках взимаются деньги за проезд по деревянным мостам. Также необходимо оплачивать пользование паромами.

    Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

    Пользование автомобильными рациями (27 Мгц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. По действующим инструкциям GPS запрещены к ввозу в Россию. Поэтому при выезде из России ОБЯЗАТЕЛЬНО внесите в таможенную декларацию приборы GPS, укажите его заводской номер, имейте на руках копию сертификата выданного в магазине при покупке.